РУССКАЯ ЛАТВИЯ

 
  Krievu laiki
На главную    LAT РУС ENG
Фото 80-x  годов     
Латвия сегодня      
Репортажи (архив)  1 2 3 4 5 6 7
Латышская кухня
Латышские поговорки
Галереи посетителей  1 2 3 4
История Латвии
География Латвии
Полезная информация
Гостевая книга   
Форум
Автор
  Перевод в г. Рига. Переводы с заверением нотариуса

  Глава I. Первобытнообщинный строй на территории Латвии.

 1. Первые жители на территории Латвии.

 2. Разложение первобытнообщинного строя. Начало становления классового общества.

 3. Связи с соседними странами.

 4. Зарождение религии и духовной культуры.

  Глава II. Латвия в эпоху феодализма (IХ-ХII  вв.).

  5. Изменения в производстве и в общественных отношениях

  6. Ранние государственные образования. 

  7. Культура древних латышей и их связи с соседними странами.

  Глава III. Развитый феодализм.

  8. Продвижение немецких феодалов на Восток.

  9. Борьба балтийских народов против немецкой агрессии.

  Глава IV. Латышский народ под игом немецких феодалов и католической церкви (XIII - XV вв.).

  10. Латвийские крестьяне в эпоху феодализма.

  11. Государственное устройство Ливонии. Ливонские города.

  Глава IV.(продолжение)

 

 12.  Реформация в Ливонии. Латыши вынуждены проповедовать религию своих хозяев.

 13. Ливонская война и ее последствия.

 

 

 

 

        ---Назад  Далее---

ГЛАВА IV

ЛАТЫШСКИЕ ПЛЕМЕНА ПОД ИГОМ НЕМЕЦКИХ ФЕОДАЛОВ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

10. Феодальная эксплуатация крестьян..

Немцы в XII веке стремились захватить в свои руки торговые пути, возделанные плодородные земли с крестьянами. В Германии крестьяне отдавали церкви десятую часть своих доходов - церковную десятину. В XIII веке в Балтии вместо десятины ввели меньшую дань - «барскую долю». В разных местах будущей территории Латвии она была неодинакова. Самой маленькой дань была в Талаве, которая добровольно покорилась немцам и перешла из православия в католическую веру. Здесь барская доля равнялась одной пуре хлеба с каждых двух гаков земли. У ливов, оказавших захватчикам упорное сопротив­ление, - одной мере зерна с каждой лошади. В договорах о подчинении куршей и земгалов немцам «барская доля» насчитывала две пуры зерна с каждого гака.

На крестьян были возложены и другие повинности: военная, рабочая - при постройке замков. Орден заставлял также своих крестьян отбывать барщину в орденских имениях: два дня ле­том - на полевых работах и два дня зимой - на заготовке топлива. Всю остальную работу в имениях выполняли военно­пленные - дрелли или рабы. Для поддержания своей власти немцы силами местных крестьян построили на территории будущей Латвии много каменных замков - крепостей. Военная повинность существовала еще до вторжения немцев; однако теперь она содействовала не отпору внешнего врага, не защите своего края, а захватниче­ским целям Ордена, упрочению его рыцарских завоеваний.

11. Государственное устройство Ливонии. Ливонские города.

Завоеванные балтийские земли немцы назвали Ливонией. Территория Ливонии включала в себя территорию современной Латвии и Эстонии, на которых проживали многочисленные племена местных язычников, формально перешедших в католичество. Название «Ливония» произошло от ливов - исконных жителей побе­режья Рижского залива. Высшую государственную власть над Ливонией первые епископы получали от римского папы и немец­кого императора (кайзера), который возводил их в сан князей, или феодальных правителей, и давал им соответствующие права. Орден меченосцев, впоследствии Ливонский орден, находился в вассальной зависимости от Рижского епископа (с 1253 года архиепископа). В Ливонии возникли четыре мелких епископских государства - Рижское, Курземское, Тербатсков, Сааремское епископства и государство Ливонского ордена. Орденское государство занимало самую большую территорию, включавшую 2/3 Курсы, всю Земгале, 1/3 латгальских земель и большую часть Эстонии. В руках ордена находились такие балтийские гавани, как Даугавгрива, Вентспилс, Пернава, Таллин и Лиепая. Орден являлся самой могущественной военной силой в Балтии. Епископские же земли были раздроблены, их разделяли владе­ния ордена. Новые хозяева земли в своих маленьких государствах могли издавать законы, возводить замки, отдавать в вассальную зависимость отдельные области, собирать дань с населения, требовать выполнения повинностей, чинить суд и расправу.

Самым крупным и значительным из ливонских епископств было государство рижского архиепископа. Оно состояло из двух отдельных областей: латгальских земель в Восточной Видземе и ливских земель вдоль морского побережья, к северу от реки Гауи (см. карту).

Рижский архиепископ занимал главенствующее положение среди остальных ливонских епископов. Его архиепископство разделялось на три так называемых фогтства: Лимбажское, Раунское и Кокнесcкое. Фогты в своих округах решали воен­ные и административные вопросы, а также чинили суд. Сам архиепископ с придворными осенью и зимой находился в замке Рауна, весной - в Лимбажи, летом - в Кокнесе. Сюда к нему являлись вассалы, духовные лица, а также ремесленный и торговый люд, зависящий от епископского двора. Постепенно вокруг этих замков выросли поселения - образовались маленькие города.

Советником епископа был домский капитул - замкнутая организация из 12 высших духовных лиц. В случае смерти епископа капитул избирал нового, которого утверждал в сане папа. Домский капитул имел замки - Кримулда, Доле, Сунтажи, а также свой двор и чиновников. Члены капитула за свои труды получали от архиепископа имения. С течением времени Домский капитул утратил свое значение и его место занял совет архие­пископства, состоявший также из 12 членов, которые представ­ляли три феодальных сословия - духовенство, рыцарство и горожан. Содержатели этих многочисленных «господ» – местные крестьяне-язычники или, как их называли, «ненемцы» не были представлены в совете и даже не имели права участия в разрешении каких-либо вопросов.

Орден меченосцев (а позднее Ливонский орден) представлял собой военно-клерикальную(*) организацию; это была вооруженная сила для завоевания земель и утверждения нового строя. Во главе Ордена стоял орденский мастер, или магистр, которого выдвигали высшие члены Ордена. Магистр Ливонского ордена подчинялся великому магистру Немецкого, или Тевтонского Ордена, находившегося в Пруссии: великий магистр часто производил замену магистров - назначал или смещал их. На протяжении XIII века в Ливонии сменились 19 магистров.

Основной резиденцией магистра был Рижский или Цесисский замок. Государство Ливонского ордена делилось приблизительно на 28 - 30 округов, во главе с комтурами, или фогтами, ведающими военными вопросами и делами управления. На принадлежащих Ордену землях было построено около 60 каменных замков-крепостей, в которых постоянно пребывали гарнизоны; на территории будущей Латвии было более 40 замков, остальные - на территории Эстонии.

(*) Клерикальная - реакционная организация духовенства, которая стре­милась укрепить церковное влияние.

В состав ордена входили братья-рыцари, духовенство и слуги. Ливонский орден насчитывал в различные периоды от 400 до 800 братьев-рыцарей. Так же как духовные лица и слуги, орденские братья были для предков латышей – «ненемцев» чужими - пришельцами из Германии, Вестфалии и рейнских областей. Римский папа Александр IV, которому непосредственно был подчинен Ливонский орден, предоставлял духовным лицам ордена права отпускать грехи и отменять наказания за убийства, поджоги и другие преступления всем, кто пожелал бы стать орденским братом (монахом). Поэтому нравственный и моральный уровень братьев вряд ли был высоким.

Вассалы. Государствам ливонского епископа было необходимо иметь свое войско, так как Ливонский орден превратился в опасного соперника епископства. Епископы вербовали в свои войска крестоносцев, желающих поселиться в Ливонии и служить им верой и правдой. За это епископы выделяли крестоносцам в своих государствах земли с поселениями и крестьянами, с которых можно было собирать оброк и требовать выполнения барщины. Земля, полученная рыцарем за службу, называлась леном, а получатель лена вассалом, или ленником. Вассалы епископа пользовались в своих областях правами, равными правам хозяина земли (*): они собирали дань, судили и наказывали. За жестокость народ прозвал их «душегубами».

Области Рижского епископства, отданные в лен, были довольно обширны, иногда они охватывали несколько поселений со многими крестьянскими хозяйствами. Обычно в центре ленной области находилось имение рыцаря. Имение в то время представляло собой отделенные частоколом здания, в которых жил вассал со своими слугами. Кроме жилых помещений в имении были и другие строения: конюшни, различные клети и амбары. Вассалы-рыцари не занимались обработкой земли, они жили поборами с крестьян. В имении поселялись рыцари и оно являлось центром сбора оброка. Основным занятием вассала были военные походы.

В государстве Ливонского ордена вассалов было сравнительно мало, потому что основное орденское войско состояло из братьев - рыцарей, которые жили в принадлежащих ордену замках, получали от Ордена продовольствие, одежду, оружие и лошадей. Если Орден выделял им лены, то они обычно были невелики по размерам. Орденские вассалы не имели прав и на землю - ими пользовались чиновники Ордена - фогты. Орден давал небольшие лены и представителям местной знати. Их называли лейманами, или «новадниеками». Вассалами Ордена считались также «короли» куршей и Доле. Во время военных походов они должны были являться на своем коне, но легко во­оруженными. Это была легкая кавалерия Ордена.

(*) Хозяевами земли в Ливонии были епископы и магистры ордена.

Такое положение сохранялось в течение XIV века. Это было время соперничества правителей Ливонской земли - Ордена и епископов: каждый из них боролся за передел захваченных земель и богатства. Орден находился в подчинении Рижского архиепископа, но фактически ему не повиновался. Он стремился захватить большие замки рижского архиепископа - Турайду и Кокнесе, пытался утвердить свое господство над городом Ригой. Когда орденские братья - рыцари разрушили построенный рижанами мост, находившийся вблизи замка Ордена в Риге, те в ответ на это напали на замок, разгромили его, а братьев - рыцарей и комтура повесили. Взаимную вражду ливонских феодалов прекрасно охарактеризовал папа Клемент V, осудив в одном из своих посланий хищное корыстолюбие Ордена: «Обязанность Ордена - охранять церковь от язычников, а Орден стал нашим внутренним врагом. Он полностью разрушил половину церквей Рижского архиепископства...»

В междоусобной борьбе ливонских феодалов сильнейшим в военном отношении оказался Орден: в 1330 году Рига была вынуждена покориться ему. На месте разрушенного орденского замка на берегу Даугавы в Риге был построен новый замок Ордена. Борьба феодалов в Ливонии продолжалась, и ни одна сторона не могла победить. Орден не добился победы потому, что в это время в Ливонии выросла новая сила - город Рига, который во взаимных схватках и битвах феодалов начинает приобретать все большее значение.

Развитие городов. Большую роль в развитии феодального строя играли города: они первыми воспринимали различные изменения в хозяйственной жизни и распространяли их затем на ближние, а потом и отдаленные окрестности - на село, вызывая и там новшества в развитии производства. Немецкие за­хватчики - рыцари и крестоносцы огнем и мечом уничтожали все «ненемецкие» древние города и замки, чтобы на их месте воздвигнуть свои.

С особой яростью немецы обрушились на древ­ний город Ерсику, который был центром русской православной культуры на земле латгалов. Епископ Альберт со своим войском напал на Ерсику, разграбил и сжег замок и город. Латгальское православное духовенство было вынуждено бежать из Ерсики в Полоцк. Подобная судьба постигла и другие древние города Латвии. В 1220 году епископ Альберт захватил и разграбил древний замок Межотне. Не избежал этого и древний город Ракте: ранним утром 6000 орденских воинов, никем не замеченные, подкрались к входным воротам. Автор Рифмованной хроники об этом рассказывает:

И вот попали они в город.

Убегающих в замок видели они

Мужчин, женщин вместе с детьми.

Много лошадей, рогатый скот

И свой скарб,

Находившийся в домах, оставляли они,

А в воротах замка, куда они спешили,

Им пришлось отбиваться...

В городе же был убит каждый,

Кто не успел убежать в замок.

Большая добыча досталась братьям-рыцарям,

А город был сожжен дотла.

Так же был разорен и древний город Добеле. Немецкий судья, который был доверчиво принят в земгальском замке Добеле, тайно провел орденских братьев к самому городу. В Рифмованной хронике об этом читаем:

    И подня

    Дошли до самой горы

    лись уж в город.

    Там разбудили они спящих.

    Которые не успели даже вскрикнуть.

    И плененных, и убитых

    Было по меньшей мере триста душ.

    Там убивали мужей и жен,

    Которые, не успев спастись в замке,

    Попадали в руки христиан.

    И город этот был сожжен.

Город Рига находился в нижнем течении Даугавы при впа­дении в нее реки Риги, на берегу Рижского озера, которое обра­зовывало естественную гавань. Возможно, что вход в эту гавань был укреплен. Здесь сходились важные водные и сухопутные дороги, граничили земли ливов и земгалов. Латгалы и курши также не были здесь чужеземцами. Основание Риги относится приблизительно к XI веку, о чем свидетельствуют археологиче­ские находки. Самое название города «Рига» связано с назва­нием реки - Рига, или Ринга (Ридзиня). Выгодное местоположение города привлекло внимание епископа Альберта. Силою, хитростью и предательством Альберт получил место для поселения немцев рядом с древним городом Ригой. В указанном ливами месте он построил замки для епископа, меченосцев, а также церковь. Это были каменные постройки - крепости, защищаемые глубокими водами реки Риги, а позже - выстроенными каменными стенами. Для немецких купцов была выделена торговая площадь. На купленном у ливов земельном участке было построено здание и церковь для Домокого капитула. В 1215 году, во время большого пожара в Риге, почти полностью сгорела часть древнего города, где были поселения ливов. Новая часть города, построенная и управляемая епископом Альбертом, стала после пожара основной частью - центром Риги.

Численность населения Риги в XIII веке была невелика: 1000 - 2000 человек. Это были купцы, ремесленники, рыцари, служилый люд и духовенство. С целью увеличения числа жите­лей рижский епископ способствовал наплыву в город крестьян. Жителем Риги, или бюргером, мог стать каждый, кто родился в Риге или же поселился на постоянное жительство и купил бюргерские права. Исключение составляли иностранные купцы, крестоносцы и духовенство. Плата за бюргерство, установленная с XIV в., была невысока. Рижским бюргерам отдавалось предпочтение в торговле и ремесле, они находились в лучших условиях и в правовом отношении. Им принадлежал так называемый бюргерский доход от торговли и ремесла.

По примеру немецких городов в Риге появилось городское самоуправление - Рижская ратуша, или магистрат, в котором было 12, а позже 20 членов, называвшихся ратманами. Они занимали различные руководящие должности в городе. Члены магистрата оставались на своем посту пожизненно. Вначале их избирали, а затем магистрат сам стал назначать новых членов, обычно из числа наиболее богатых купцов, приглашая их на должность ратманов. Магистрат издавал обязательные постановления для города, ему принадлежала также высшая судебная власть.

В Риге сравнительно рано стали возникать различные организации купцов и ремесленников, называвшиеся братствами, или гильдиями. Купцы объединялись в гильдию св. Духа, позднее называвшуюся Большой гильдией. Ремесленники же объединялись в гильдию св. Иоанна, позже названную Малой гильдией. Число ремесленников в Риге постепенно возрастало: в XIV веке в Малой гильдии считалось 7 ремесленных объединений, или цехов, а 100 лет спустя уже 13; в XIV веке был уже 21 цех. Каж­дый цех имел свое правление (5 человек). Дважды в год цехи проводили свои собрания. Главное руководство в цехах принадлежало мастерам.

С увеличением числа ремесленников обострялись взаимоот­ношения ремесленных объединений - цехов; начиналась борьба за заказы, усиливалась конкуренция. Немецкие цехи, в которые не принимали учеников местной национальности, пытались ограничить «ненемецкие». Началось отчуждение между немецкими и «ненемецкими» цехами. Из наиболее крупных и старейших «ненемецких» цехов в Риге следует упомянуть цехи рыбаков, ткачей, вырабатывавших льняные ткани, а также цехи портных, сапожников, кузнецов, каменщиков, плотников и др. Некоторые рижские здания построены именно руками «ненемецких» ремесленников и рабочих.

Главное значение в жизни Риги имела торговля. Начиная с XIV в. торговлю в городе захватили в свои руки немецкие купцы, которые имели и широкие связи с заграницей, и большие средства. Они вытеснили из рижской торговли «ненемцев»: земгалов, ливов и др. В руках «ненемцев» остались различные, связанные с торговлей грязные и тяжелые подсобные работы: транспорт, погрузка и выгрузка товаров, сортировка и взвешивание. Занятые в этих отраслях люди также были объединены в свои организации, или братства: братство подносчиков пива и вина, судовых грузчиков или плотников, братство носильщиков или весовщиков и другие. Кроме Риги архиепископу подчинялись города Лимбажи и Кокнесе, но они были небольшими и небогатыми. Под властью Ливонского ордена находились города Цесис, Валмиера, Кулдига и Вентспилс. Это тоже были небольшие поселения купцов и ремесленников.

Для расширения торговли Рижский магистрат в 1210 году заключил торговые договоры с русскими городами - Полоцком, а затем Смоленском и Витебском. Были заключены и различные
договоры также с немецкими и другими западноевропейскими городами. Рига стала важным центром торговли на Балтийском побережье. Через Ригу вывозили воск, меха, лен и другие товары, а ввозили железо, соль, сельдь, ткани и вино. Для защиты своих торговых интересов Рига присоединилась к союзу немецких городов - Ганзе. Рижские купцы разбогатели. В их руках были деньги, которые в XIV и XV веках стали фактором влияния и власти: за деньги можно было купить даже благословение и благоволение папы римского. Рижский архиепископ постоянно нуждался в деньгах: он был вынужден отдавать свое государство в ленную зависимость вассалам; охотно принимал деньги в долг от города Риги. Вассалы тоже, хотя у них и было много земли и людей, не были равнодушны ни к деньгам, ни к приобретаемым за них благам. Таким образом, Рига постепенно все больше стала влиять на свое ближнее и дальнее окружение.

Феодальные помещики-крепостники (muižnieki) Большие экономические преобразования во всех восточноевропейских странах, в том числе и в Латвии, начались около середины XV века. Примерно за сто лет эти изменения сделались настолько заметными и ощу­тимыми, что стали влиять на существовавший до этого порядок и образ жизни. Вместо укрепленных замков феодалов появились неукрепленные имения. В это время в Латвии начался переход к крупному крепостному барщинному хозяйству, вызванный многими обстоятельствами.

В связи с великими географическими открытиями быстро росла торговля и расширялся товарообмен. Вместе с этим повысилась роль судоходства, что в свою очередь способствовало дальнейшему развитию судостроения. С возникновением крупных судостроительных верфей в Голландии, Фландрии и Англии стали развиваться и различные мануфактуры, так как ремесленники не могли больше удовлетворить запросы растущего рынка. Стремительное развитие производства промышленных товаров вызвало большой спрос на продукцию сельского хозяйства - хлеб, лен, пеньку, а также на различные древесные материалы и сырье - деготь, золу и др. У помещиков появилась возможность выгодно продавать свою продукцию, вывозя ее за границу. Это вызвало изменения в сельском хозяйстве и образе жизни ливонской деревни.

Междоусобные феодальные войны, охватившие Ливонию в XIV в., принесли наибольшую выгоду вассалам. Рижский архи­епископ в это время усиленно раздавал лены рыцарям. Многие вассалы архиепископа приобрели обширные земельные владения. Так, например, округ Страупе, площадью более 10 кв. километров, стал собственностью семьи Розенов: сюда входили два больших замковых имения со многими крестьянскими поселениями; Тизенгаузенам в Эргли и Берзауне были подчинены бо­лее тысячи крестьянских хозяйств; в распоряжении Унгернов было около 8 имений. В руки вассалов переходило все больше земель, и вскоре они имели гораздо больше земли, чем архиепископ. Ослабление центральной власти дало возможность васса­лам присвоить принадлежащие епископу доходы от крестьян. Церковную десятину стали получать вассалы. Они начали повышать крестьянские подати: на собрании вассалов - ландтаге в 1473 году было решено, что церковную десятину следует брать не только с хлеба, но и со скота, домашней птицы, сена, дров и т. д.

В амбарах имений ежегодно скапливались большие запасы сельскохозяйственных продуктов, которые не могли употребить сами вассалы. Но когда появилась у них возможность продавать хлеб по дорогой цене в портовых городах, амбары имений стали быстро пустеть. Это вызвало потребность пополнить запасы хлебов. Но крестьянские хозяйства не могли выполнить непосильные требования вассалов. Поэтому вассалы стали теперь расширять посевы в своих имениях.

Рыцарское войско потеряло свое значение, когда по соседству с Ливонией появились централизованные национальные государства.

Рыцари занялись хозяйством и превратились в помещиков.

Новым помещикам не хватало орудий производства для устройства своих хозяйств - плугов, борон. Их военные кони не были пригодны для полевых работ. С прекращением войн не было возможности приобрести рабов или военнопленных, так на­зываемых дреллей, которых прежде Ливонский орден и вассалы использовали в своих имениях. Наконец, у новых помещиков не было обширных культивированных полей. На землях помещиков жили крестьяне, которые хотя и были лично свободными, но платили им феодальную ренту в виде натурального оброка и небольшой барщины. Чтобы откупить поля у крестьянской об­щины, у помещиков не хватало денег, а корчевать никем не занятую землю они не могли из-за недостатка рабочей силы. По­этому рыцари самовольно прогоняли крестьян на бесплодные и необработанные земли, а крестьянские участки присоединяли к своим имениям. Кроме натуральной ренты помещики увеличили крестьянам барщину, заставляя их обрабатывать свои поля личным сельскохозяйственным инвентарем и лошадьми. Число дней барщины значительно возросло. Чтобы крестьяне не убегали из имений, помещики ограничили их передвижение. Если крестьяне все же уходили, их отыскивали и возвращали обратно. Ливонские немцы-феодалы заключали договоры о взаимной выдаче беглых крестьян.

Переходу на барщинное хозяйство способствовал быстрый рост цен на хлеб, мясо, лен, пеньку и древесные материалы, так как на них был очень большой спрос.

В карманы новых помещиков поступали деньги, которые они использовали для роскошной жизни. В целях увеличения дохо­дов помещики создавали новые имения и расширяли свои земельные владения. Имения росли, крестьянские селения разорялись, а самих крестьян угоняли на залежные земли и в леса. Так вместо деревень Арциемс, Поциемс и др. появились новые имения.

Разорение деревень и изгнание крестьян с обработанных земель происходило постепенно и продолжалось в течение не­скольких веков. В начале XVII в. наряду с имениями существовали и деревни: во владениях Турайдского имения было 12 деревень, в Бирини - 6, в Пале - 5 и т. д. Крестьянские массы еще не понимали, что с появлением имений их хозяйства попадут в крепостническую зависимость. Сопротивление оказывала не вся крестьянская масса, а только крестьяне разоренных деревень. Страдания крестьян отражены в многочисленных народных песнях.

    Ах, господи, куда податься,

    Куда пахарю деваться?

    Леса полны медведей и волков,

    А поля полны помещиков.

    Шел я мимо именья мучителей:

    Там больше не мучают

    То ли недостало мучимых,

    То ли самих мучителей.

Недовольство крестьян росло, они выжидали удобного момента для восстания. Такие обстоятельства сложились во время Реформации и Ливонской войны, когда рухнул государственный строй Ливонии.

 

       ---Назад  Далее---


Hosted by uCoz