ГЛАВА IV ЛАТЫШСКИЕ ПЛЕМЕНА ПОД ИГОМ
НЕМЕЦКИХ ФЕОДАЛОВ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.
10. Феодальная эксплуатация крестьян..
Немцы в XII веке стремились захватить в свои руки торговые пути,
возделанные плодородные земли с крестьянами. В Германии крестьяне
отдавали церкви десятую часть своих доходов - церковную десятину. В
XIII веке в Балтии вместо десятины ввели меньшую дань - «барскую
долю». В разных местах будущей территории Латвии она была неодинакова.
Самой маленькой дань была в Талаве, которая добровольно покорилась
немцам и перешла из православия в католическую веру. Здесь барская
доля равнялась одной пуре хлеба с каждых двух гаков земли. У ливов,
оказавших захватчикам упорное сопротивление, - одной мере зерна с
каждой лошади. В договорах о подчинении куршей и земгалов немцам
«барская доля» насчитывала две пуры зерна с каждого гака.
На крестьян были возложены и другие повинности: военная, рабочая -
при постройке замков. Орден заставлял также своих крестьян отбывать
барщину в орденских имениях: два дня летом - на полевых работах и два
дня зимой - на заготовке топлива. Всю остальную работу в имениях
выполняли военнопленные - дрелли или рабы. Для поддержания своей
власти немцы силами местных крестьян построили на территории будущей
Латвии много каменных замков - крепостей. Военная повинность
существовала еще до вторжения немцев; однако теперь она содействовала
не отпору внешнего врага, не защите своего края, а захватническим
целям Ордена, упрочению его рыцарских завоеваний.
11. Государственное устройство Ливонии.
Ливонские города.
Завоеванные балтийские земли немцы назвали Ливонией. Территория
Ливонии включала в себя территорию современной Латвии и Эстонии, на
которых проживали многочисленные племена местных язычников, формально
перешедших в католичество. Название «Ливония» произошло от ливов -
исконных жителей побережья Рижского залива. Высшую государственную
власть над Ливонией первые епископы получали от римского папы и
немецкого императора (кайзера), который возводил их в сан князей, или
феодальных правителей, и давал им соответствующие права. Орден
меченосцев, впоследствии Ливонский орден, находился в вассальной
зависимости от Рижского епископа (с 1253 года архиепископа).
В Ливонии возникли четыре мелких епископских государства
- Рижское, Курземское, Тербатсков, Сааремское епископства и
государство Ливонского ордена. Орденское государство занимало
самую большую территорию, включавшую 2/3 Курсы, всю
Земгале, 1/3 латгальских
земель и большую часть Эстонии. В руках ордена находились такие
балтийские гавани, как Даугавгрива, Вентспилс, Пернава, Таллин и
Лиепая. Орден являлся самой могущественной военной силой в Балтии.
Епископские же земли были раздроблены, их разделяли владения ордена.
Новые хозяева земли в своих маленьких государствах могли издавать
законы, возводить замки, отдавать в вассальную зависимость отдельные
области, собирать дань с населения, требовать выполнения повинностей,
чинить суд и расправу.
Самым крупным и значительным из ливонских епископств было
государство рижского архиепископа. Оно состояло из двух отдельных
областей: латгальских земель в Восточной Видземе и ливских земель
вдоль морского побережья, к северу от реки Гауи (см. карту).
Рижский архиепископ занимал главенствующее положение среди
остальных ливонских епископов. Его архиепископство разделялось на три
так называемых фогтства: Лимбажское, Раунское и Кокнесcкое. Фогты в
своих округах решали военные и административные вопросы, а также
чинили суд. Сам архиепископ с придворными осенью и зимой находился в
замке Рауна, весной - в Лимбажи, летом - в Кокнесе. Сюда к нему
являлись вассалы, духовные лица, а также ремесленный и торговый люд,
зависящий от епископского двора. Постепенно вокруг этих замков выросли
поселения - образовались маленькие города.
Советником епископа был домский капитул - замкнутая организация из
12 высших духовных лиц. В случае смерти епископа капитул избирал
нового, которого утверждал в сане папа. Домский капитул имел замки -
Кримулда, Доле, Сунтажи, а также свой двор и чиновников. Члены
капитула за свои труды получали от архиепископа имения. С течением
времени Домский капитул утратил свое значение и его место занял совет
архиепископства, состоявший также из 12 членов, которые представляли
три феодальных сословия - духовенство, рыцарство и горожан.
Содержатели этих многочисленных «господ» – местные
крестьяне-язычники или, как их называли, «ненемцы» не были
представлены в совете и даже не имели права участия в
разрешении каких-либо вопросов.
Орден меченосцев (а позднее Ливонский орден) представлял собой
военно-клерикальную(*) организацию; это была
вооруженная сила для завоевания земель и утверждения нового строя. Во
главе Ордена стоял орденский мастер, или магистр, которого выдвигали
высшие члены Ордена. Магистр Ливонского ордена подчинялся великому
магистру Немецкого, или Тевтонского Ордена, находившегося в Пруссии:
великий магистр часто производил замену магистров - назначал или
смещал их. На протяжении XIII века в Ливонии сменились 19 магистров.
Основной резиденцией магистра был Рижский или Цесисский замок.
Государство Ливонского ордена делилось приблизительно на 28 - 30
округов, во главе с комтурами, или фогтами, ведающими военными
вопросами и делами управления. На принадлежащих Ордену землях было
построено около 60 каменных замков-крепостей, в которых постоянно
пребывали гарнизоны; на территории будущей Латвии было более 40 замков,
остальные - на территории Эстонии.
(*) Клерикальная - реакционная организация духовенства,
которая стремилась укрепить церковное влияние.
В состав ордена входили братья-рыцари, духовенство и слуги.
Ливонский орден насчитывал в различные периоды от 400 до 800
братьев-рыцарей. Так же как духовные лица и слуги, орденские братья
были для предков латышей – «ненемцев»
чужими - пришельцами из Германии, Вестфалии и рейнских областей.
Римский папа Александр IV, которому непосредственно был подчинен
Ливонский орден, предоставлял духовным лицам ордена права отпускать
грехи и отменять наказания за убийства, поджоги и другие преступления
всем, кто пожелал бы стать орденским братом (монахом). Поэтому
нравственный и моральный уровень братьев вряд ли был высоким.
Вассалы. Государствам ливонского епископа было необходимо иметь
свое войско, так как Ливонский орден превратился в опасного соперника
епископства. Епископы вербовали в свои войска крестоносцев, желающих
поселиться в Ливонии и служить им верой и правдой. За это епископы
выделяли крестоносцам в своих государствах земли с поселениями и
крестьянами, с которых можно было собирать оброк и требовать
выполнения барщины. Земля, полученная рыцарем за службу, называлась
леном, а получатель лена вассалом, или ленником. Вассалы епископа
пользовались в своих областях правами, равными правам хозяина земли
(*): они собирали дань, судили и наказывали. За жестокость народ
прозвал их «душегубами».
Области Рижского епископства, отданные в лен, были довольно обширны,
иногда они охватывали несколько поселений со многими крестьянскими
хозяйствами. Обычно в центре ленной области находилось имение рыцаря.
Имение в то время представляло собой отделенные частоколом здания, в
которых жил вассал со своими слугами. Кроме жилых помещений в имении
были и другие строения: конюшни, различные клети и амбары.
Вассалы-рыцари не занимались обработкой земли, они жили поборами с
крестьян. В имении поселялись рыцари и оно являлось центром сбора
оброка. Основным занятием вассала были военные походы.
В государстве Ливонского ордена вассалов было сравнительно мало,
потому что основное орденское войско состояло из братьев
- рыцарей, которые жили в принадлежащих
ордену замках, получали от Ордена продовольствие, одежду, оружие и
лошадей. Если Орден выделял им лены, то они обычно были невелики по
размерам. Орденские вассалы не имели прав и на землю - ими
пользовались чиновники Ордена - фогты. Орден давал небольшие лены и
представителям местной знати. Их называли лейманами, или «новадниеками».
Вассалами Ордена считались также «короли» куршей и Доле. Во время
военных походов они должны были являться на своем коне, но легко
вооруженными. Это была легкая кавалерия Ордена.
(*) Хозяевами земли в Ливонии были епископы и магистры
ордена.
Т акое положение сохранялось в течение XIV века. Это было
время соперничества правителей Ливонской земли - Ордена и епископов:
каждый из них боролся за передел захваченных земель и богатства. Орден
находился в подчинении Рижского архиепископа, но фактически ему не
повиновался. Он стремился захватить большие замки рижского
архиепископа - Турайду и Кокнесе, пытался утвердить свое господство
над городом Ригой. Когда орденские братья -
рыцари разрушили построенный рижанами мост, находившийся вблизи
замка Ордена в Риге, те в ответ на это напали на замок, разгромили его,
а братьев - рыцарей и
комтура повесили. Взаимную вражду ливонских феодалов прекрасно
охарактеризовал папа Клемент V, осудив в одном из своих посланий
хищное корыстолюбие Ордена: «Обязанность Ордена - охранять церковь от
язычников, а Орден стал нашим внутренним врагом. Он полностью разрушил
половину церквей Рижского архиепископства...»
В междоусобной борьбе ливонских феодалов сильнейшим в военном
отношении оказался Орден: в 1330 году Рига была вынуждена покориться
ему. На месте разрушенного орденского замка на берегу Даугавы в Риге
был построен новый замок Ордена. Борьба феодалов в Ливонии
продолжалась, и ни одна сторона не могла победить. Орден не добился
победы потому, что в это время в Ливонии выросла новая сила - город
Рига, который во взаимных схватках и битвах феодалов начинает
приобретать все большее значение.
Развитие городов. Большую роль в развитии феодального строя
играли города: они первыми воспринимали различные изменения в
хозяйственной жизни и распространяли их затем на ближние, а потом и
отдаленные окрестности - на село, вызывая и там новшества в развитии
производства. Немецкие захватчики - рыцари и крестоносцы огнем и
мечом уничтожали все «ненемецкие» древние города и замки, чтобы на их
месте воздвигнуть свои.
С особой яростью немецы обрушились на древний город Ерсику,
который был центром русской православной культуры на земле латгалов.
Епископ Альберт со своим войском напал на Ерсику, разграбил и сжег
замок и город. Латгальское православное духовенство было вынуждено
бежать из Ерсики в Полоцк. Подобная судьба постигла и другие древние
города Латвии. В 1220 году епископ Альберт захватил и разграбил
древний замок Межотне. Не избежал этого и древний город Ракте: ранним
утром 6000 орденских воинов, никем не замеченные, подкрались к входным
воротам. Автор Рифмованной хроники об этом рассказывает:
И вот попали они в город.
Убегающих в замок видели они
Мужчин, женщин вместе с детьми.
Много лошадей, рогатый скот
И свой скарб,
Находившийся в домах, оставляли они,
А в воротах замка, куда они спешили,
Им пришлось отбиваться...
В городе же был убит каждый,
Кто не успел убежать в замок.
Большая добыча досталась братьям-рыцарям,
А город был сожжен дотла.
Так же был разорен и древний город Добеле. Немецкий судья, который
был доверчиво принят в земгальском замке Добеле, тайно провел
орденских братьев к самому городу. В Рифмованной хронике об этом
читаем:
И подня
Дошли до самой горы
лись уж в город.
Там разбудили они спящих.
Которые не успели даже вскрикнуть.
И плененных, и убитых
Было по меньшей мере триста душ.
Там убивали мужей и жен,
Которые, не успев спастись в замке,
Попадали в руки христиан.
И город этот был сожжен.
Город Рига находился в нижнем течении Даугавы при впадении
в нее реки Риги, на берегу Рижского озера, которое образовывало
естественную гавань. Возможно, что вход в эту гавань был укреплен.
Здесь сходились важные водные и сухопутные дороги, граничили земли
ливов и земгалов. Латгалы и курши также не были здесь чужеземцами.
Основание Риги относится приблизительно к XI веку, о чем
свидетельствуют археологические находки. Самое название города «Рига»
связано с названием реки - Рига, или Ринга (Ридзиня). Выгодное
местоположение города привлекло внимание епископа Альберта. Силою,
хитростью и предательством Альберт получил место для поселения немцев
рядом с древним городом Ригой. В указанном ливами месте он построил
замки для епископа, меченосцев, а также церковь. Это были каменные
постройки - крепости, защищаемые глубокими водами реки Риги, а позже -
выстроенными каменными стенами. Для немецких купцов была выделена
торговая площадь. На купленном у ливов земельном участке было
построено здание и церковь для Домокого капитула. В 1215 году, во
время большого пожара в Риге, почти полностью сгорела часть древнего
города, где были поселения ливов. Новая часть города, построенная и
управляемая епископом Альбертом, стала после пожара основной частью -
центром Риги.
Численность населения Риги в XIII веке была невелика: 1000 - 2000
человек. Это были купцы, ремесленники, рыцари, служилый люд и
духовенство. С целью увеличения числа жителей рижский епископ
способствовал наплыву в город крестьян. Жителем Риги, или бюргером,
мог стать каждый, кто родился в Риге или же поселился на постоянное
жительство и купил бюргерские права. Исключение составляли иностранные
купцы, крестоносцы и духовенство. Плата за бюргерство, установленная с
XIV в., была невысока. Рижским бюргерам отдавалось предпочтение в
торговле и ремесле, они находились в лучших условиях и в правовом
отношении. Им принадлежал так называемый бюргерский доход от торговли
и ремесла.
По примеру немецких городов в Риге появилось городское
самоуправление - Рижская ратуша, или магистрат, в котором было
12, а позже 20 членов, называвшихся ратманами. Они занимали
различные руководящие должности в городе. Члены магистрата оставались
на своем посту пожизненно. Вначале их избирали, а затем магистрат сам
стал назначать новых членов, обычно из числа наиболее богатых купцов,
приглашая их на должность ратманов. Магистрат издавал обязательные
постановления для города, ему принадлежала также высшая судебная
власть.
В Риге сравнительно рано стали возникать различные организации
купцов и ремесленников, называвшиеся братствами, или гильдиями.
Купцы объединялись в гильдию св. Духа, позднее называвшуюся Большой
гильдией. Ремесленники же объединялись в гильдию св. Иоанна, позже
названную Малой гильдией. Число ремесленников в Риге постепенно
возрастало: в XIV веке в Малой гильдии считалось 7 ремесленных
объединений, или цехов, а 100 лет спустя уже 13; в XIV веке был уже 21
цех. Каждый цех имел свое правление (5 человек). Дважды в год цехи
проводили свои собрания. Главное руководство в цехах принадлежало
мастерам.
С увеличением числа ремесленников обострялись взаимоотношения
ремесленных объединений - цехов; начиналась борьба за заказы,
усиливалась конкуренция. Немецкие цехи, в которые не принимали
учеников местной национальности, пытались ограничить «ненемецкие».
Началось отчуждение между немецкими и «ненемецкими» цехами. Из
наиболее крупных и старейших «ненемецких» цехов в Риге следует
упомянуть цехи рыбаков, ткачей, вырабатывавших льняные ткани, а также
цехи портных, сапожников, кузнецов, каменщиков, плотников и др.
Некоторые рижские здания построены именно руками «ненемецких»
ремесленников и рабочих.
Главное значение в жизни Риги имела торговля. Начиная с XIV в.
торговлю в городе захватили в свои руки немецкие купцы, которые имели
и широкие связи с заграницей, и большие средства. Они вытеснили из
рижской торговли «ненемцев»: земгалов, ливов и др. В руках «ненемцев»
остались различные, связанные с торговлей грязные и тяжелые подсобные
работы: транспорт, погрузка и выгрузка товаров, сортировка и
взвешивание. Занятые в этих отраслях люди также были объединены в свои
организации, или братства: братство подносчиков пива и вина, судовых
грузчиков или плотников, братство носильщиков или весовщиков и другие.
Кроме Риги архиепископу подчинялись города Лимбажи и Кокнесе, но они
были небольшими и небогатыми. Под властью Ливонского ордена находились
города Цесис, Валмиера, Кулдига и Вентспилс. Это тоже были небольшие
поселения купцов и ремесленников.
Для расширения торговли Рижский магистрат в 1210 году заключил
торговые договоры с русскими городами - Полоцком, а затем Смоленском и
Витебском. Были заключены и различные
договоры также с немецкими и другими западноевропейскими городами.
Рига стала важным центром торговли на Балтийском побережье. Через Ригу
вывозили воск, меха, лен и другие товары, а ввозили железо, соль,
сельдь, ткани и вино. Для защиты своих торговых интересов Рига
присоединилась к союзу немецких городов - Ганзе. Рижские купцы
разбогатели. В их руках были деньги, которые в XIV и XV веках стали
фактором влияния и власти: за деньги можно было купить даже
благословение и благоволение папы римского. Рижский архиепископ
постоянно нуждался в деньгах: он был вынужден отдавать свое
государство в ленную зависимость вассалам; охотно принимал деньги в
долг от города Риги. Вассалы тоже, хотя у них и было много земли и
людей, не были равнодушны ни к деньгам, ни к приобретаемым за них
благам. Таким образом, Рига постепенно все больше стала влиять на свое
ближнее и дальнее окружение. Феодальные помещики-крепостники
(muižnieki) Большие экономические
преобразования во всех восточноевропейских странах, в том числе и в
Латвии, начались около середины XV века. Примерно за сто лет эти
изменения сделались настолько заметными и ощутимыми, что стали влиять
на существовавший до этого порядок и образ жизни. Вместо укрепленных
замков феодалов появились неукрепленные имения. В это время в
Латвии начался переход к крупному крепостному барщинному хозяйству,
вызванный многими обстоятельствами.
В связи с великими географическими открытиями быстро росла торговля
и расширялся товарообмен. Вместе с этим повысилась роль судоходства,
что в свою очередь способствовало дальнейшему развитию судостроения. С
возникновением крупных судостроительных верфей в Голландии, Фландрии и
Англии стали развиваться и различные мануфактуры, так как ремесленники
не могли больше удовлетворить запросы растущего рынка. Стремительное
развитие производства промышленных товаров вызвало большой спрос на
продукцию сельского хозяйства - хлеб, лен, пеньку, а также на
различные древесные материалы и сырье - деготь, золу и др. У помещиков
появилась возможность выгодно продавать свою продукцию, вывозя ее за
границу. Это вызвало изменения в сельском хозяйстве и образе жизни
ливонской деревни.
Междоусобные феодальные войны, охватившие Ливонию в XIV в.,
принесли наибольшую выгоду вассалам. Рижский архиепископ в это время
усиленно раздавал лены рыцарям. Многие вассалы архиепископа приобрели
обширные земельные владения. Так, например, округ Страупе, площадью
более 10 кв. километров, стал собственностью семьи Розенов: сюда
входили два больших замковых имения со многими крестьянскими
поселениями; Тизенгаузенам в Эргли и Берзауне были подчинены более
тысячи крестьянских хозяйств; в распоряжении Унгернов было около 8
имений. В руки вассалов переходило все больше земель, и вскоре они
имели гораздо больше земли, чем архиепископ. Ослабление центральной
власти дало возможность вассалам присвоить принадлежащие епископу
доходы от крестьян. Церковную десятину стали получать вассалы. Они
начали повышать крестьянские подати: на собрании вассалов - ландтаге в
1473 году было решено, что церковную десятину следует брать не только
с хлеба, но и со скота, домашней птицы, сена, дров и т. д.
В амбарах имений ежегодно скапливались большие запасы
сельскохозяйственных продуктов, которые не могли употребить сами
вассалы. Но когда появилась у них возможность продавать хлеб по
дорогой цене в портовых городах, амбары имений стали быстро пустеть.
Это вызвало потребность пополнить запасы хлебов. Но крестьянские
хозяйства не могли выполнить непосильные требования вассалов. Поэтому
вассалы стали теперь расширять посевы в своих имениях.
Рыцарское войско потеряло свое значение, когда по соседству с
Ливонией появились централизованные национальные государства.
Рыцари занялись хозяйством и превратились в помещиков.
Новым помещикам не хватало орудий производства для устройства своих
хозяйств - плугов, борон. Их военные кони не были пригодны для полевых
работ. С прекращением войн не было возможности приобрести рабов или
военнопленных, так называемых дреллей, которых прежде Ливонский орден
и вассалы использовали в своих имениях. Наконец, у новых помещиков не
было обширных культивированных полей. На землях помещиков жили
крестьяне, которые хотя и были лично свободными, но платили им
феодальную ренту в виде натурального оброка и небольшой барщины. Чтобы
откупить поля у крестьянской общины, у помещиков не хватало денег, а
корчевать никем не занятую землю они не могли из-за недостатка рабочей
силы. Поэтому рыцари самовольно прогоняли крестьян на бесплодные и
необработанные земли, а крестьянские участки присоединяли к своим
имениям. Кроме натуральной ренты помещики увеличили крестьянам
барщину, заставляя их обрабатывать свои поля личным
сельскохозяйственным инвентарем и лошадьми. Число дней барщины
значительно возросло. Чтобы крестьяне не убегали из имений, помещики
ограничили их передвижение. Если крестьяне все же уходили, их
отыскивали и возвращали обратно. Ливонские немцы-феодалы заключали
договоры о взаимной выдаче беглых крестьян.
Переходу на барщинное хозяйство способствовал быстрый рост цен на
хлеб, мясо, лен, пеньку и древесные материалы, так как на них был
очень большой спрос.
В карманы новых помещиков поступали деньги, которые они
использовали для роскошной жизни. В целях увеличения доходов помещики
создавали новые имения и расширяли свои земельные владения. Имения
росли, крестьянские селения разорялись, а самих крестьян угоняли на
залежные земли и в леса. Так вместо деревень Арциемс, Поциемс и др.
появились новые имения.
Разорение деревень и изгнание крестьян с обработанных земель
происходило постепенно и продолжалось в течение нескольких веков. В
начале XVII в. наряду с имениями существовали и деревни: во владениях
Турайдского имения было 12 деревень, в Бирини - 6, в Пале - 5 и т. д.
Крестьянские массы еще не понимали, что с появлением имений их
хозяйства попадут в крепостническую зависимость. Сопротивление
оказывала не вся крестьянская масса, а только крестьяне разоренных
деревень. Страдания крестьян отражены в многочисленных народных
песнях.
Ах, господи, куда податься,
Куда пахарю деваться?
Леса полны медведей и волков,
А поля полны помещиков.
Шел я мимо именья мучителей:
Там больше не мучают
То ли недостало мучимых,
То ли самих мучителей.
Недовольство крестьян росло, они выжидали удобного момента для
восстания. Такие обстоятельства сложились во время Реформации и
Ливонской войны, когда рухнул государственный строй Ливонии.
|