РУССКАЯ ЛАТВИЯ

 
  Krievu laiki
На главную    LAT РУС ENG
Фото 80-x  годов     
Латвия сегодня      
Репортажи (архив)  1 2 3 4 5 6 7
Латышская кухня
Латышские поговорки
Галереи посетителей  1 2 3 4
История Латвии
География Латвии
Полезная информация
Гостевая книга
Форум
Ссылки
Автор
  Перевод в г. Рига. Переводы с заверением нотариуса
 Глава I. Первобытнообщинный строй на территории Латвии.

 1. Первые жители на территории Латвии.

 2. Разложение первобытнообщинного строя. Начало становления классового общества.

 3. Связи с соседними странами.

 4. Зарождение религии и духовной культуры.

  Глава II. Латвия в эпоху феодализма (IХ-ХII  вв.).

  5. Изменения в производстве и в общественных отношениях

  6. Ранние государственные образования. 

  7. Культура древних латышей и их связи с соседними странами.

  Глава III. Развитый феодализм.

  8. Продвижение немецких феодалов на Восток.

  9. Борьба балтийских народов против немецкой агрессии.

  Глава IV. Латышский народ под игом немецких феодалов и католической церкви (XIII - XV вв.).

 10. Латвийские крестьяне в эпоху феодализма.

 11. Государственное устройство Ливонии. Ливонские города.

  Глава IV.(продолжение)

 12.  Реформация в Ливонии. Латыши вынуждены проповедовать религию своих хозяев.

 13. Ливонская война и ее последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

        Далее----

ГЛАВА I.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЛАТВИИ

1. Первые жители на территории Латвии

После ледникового периода, приблизительно в IX тысячелетии до н. э., в Латвию пришли с юга первые поселенцы. Это были охотники и рыболовы, о чем свидетельствуют найденные при раскопках принадлежности охоты и рыболовства: костяные и роговые гарпуны с клювообразными зазубринами, костяные ножи и роговые топоры. Жителей было немного, и они поселялись отдельными группами вблизи рек и озер, довольно далеко друг от друга. В ту эпоху существовал первобытнообщинный строй.

Первобытнообщинный строй на территории Латвии охватывает длительный период с IX тысячелетия до н. э. по IX столетие н. э., т. е. период более девяти тысяч лет.

На каком языке говорили первые жители, неизвестно.

В III тысячелетии до н. э. произошли изменения в этническом составе населения - из лесной зоны Восточной Европы в Эстонию и Латвию пришли племена, принадлежащие к угро-финской языковой группе.

Занятия и общественный строй. В начальной стадии первобытнообщинного строя мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины - сбором растений и злаков. На крупных зверей и птиц охотились дротиками, луками со стрелами, а на мелких - силками. Зазубренные гарпуны употребляли как для охоты, так и для ловли больших рыб. Рыбу ловили также острогами и просто руками. Хорошим помощником охотника была собака.

Работали в первобытной общине сообща, соответственно общими были и орудия труда. Добытые продукты распределялись между всеми членами общины. Основной формой объединения людей и хозяйственной единицей в то время был род, членов которого связывало кровное родство. Оно являлось древнейшей и единственно возможной в ту эпоху формой общественный отношений. Женщины и мужчины пользовались равными правами.

На снимке: 

древние предметы обихода каменного века: кремневые наконечники  для стрел и гарпунов.

Два, а позднее и большее число родов объединялось в племя. Племя кочевало по определенной территории, на которой добывало себе средства существования. Этот период длился около пяти тысяч лет. В археологии оно называется мезолитом, или средним каменным веком (VIII тысячелетие - середина IV тысячелетия до н. э.)

В следующий период, называемый в археологии неолитом или новым каменным веком (середина IV тысячелетия - середина II тысячелетия до н.э.), появился новый вид производственных отношений - гончарный. Посуду украшали узором из ямочек и зубчиков. Это была так называемая ямочно - зубчатая керамика. Многообразнее стало и сырье для изготовления орудий производства (кость, рог, камень, порфирит, кремень и др.) С появлением более усовершенствованных каменных орудий начали развиваться разнообразные виды занятий и совершенствоваться трудовые навыки. Для ловли рыбы стали употреблять сети и мережи, устраивать запруды, использовать лодки, о чем свидетельствуют предметы, найденные при раскопках на торфяном болоте в Сарнате.

Многообразнее стала и охота. Охотились на оленей, лосей, туров, серн, кабанов и др. В конце этого периода поблизости от своих поселений люди стали выращивать различные съедобные корнеплоды и растения. У них появилась возможность вести более оседлый образ жизни. Остатки построек, характерные для этого времени, также были обнаружены при раскопках в Сарнатском болоте.

Изменения в производстве повлияли на дальнейшее развитие общественных отношений. В обязанность женщины в этот период вошло содержание в порядке жилища, изготовление одежды, глиняной посуды, волокна для плетения сетей. Вместе с детьми женщины собирали съедобные растения и при помощи мотыги начали обрабатывать землю. Женский труд имел большое значение в добыче продуктов питания, в силу чего возросла роль женщины в обществе. Эта стадия общественного развития именуется матриархатом или стадией материнского рода, которую пережили также люди, населявшие территорию Латвии.

Приход племен балтов на территорию Латвии.

Племена балтов переселились на территорию Латвии в начале II тысячелетия до нашей эры из районов Вислы, низовья Одера и верховья Днепра. Эти племена, главным образом, занимались скотоводством. Отличительной чертой их материальной культуры были "ладьевидные" топоры и "шнуровая" керамика.

Пришельцы - племена балтов - постепенно слились с угрофинскими племенами, обитавшими на территории Латвии. Это способствовало переходу к скотоводству, а также и более быстрому развитию земледелия.

Население древней Латвии начало использовать металл. Первым металлом была бронза - сплав олова с медью. Бронзу привозили из других земель, и она была дорогая. Из бронзы в основном выделывали оружие и украшения. Железо тоже сначала получали путем обмена. Из него изготовляли небольшие предметы. Но к началу нашей эры люди научились добывать железо из местной торфяной руды. Вскоре из железа стали изготовлять и орудия труда. Это внесло большие изменения в дальнейшее развитие общества.

Появление металла и использование его в качестве сырья для изготовления орудий труда способствовало развитию скотоводства, земледелия, ремесла, охоты и рыболовства. Все эти отрасли являлись полем деятельности мужчин. Их труд становился основным, а труд женщины - вспомогательным. Постепенно значение женщины в обществе и роду уменьшается, а роль мужчины начинает возрастать. Таким образом, начинается переход от матриархата к патриархату. В этом периоде главной хозяйственной единицей становится большая семья.

2. Разложение первобытнообщинного строя. Начало становления классового общества.

Быстрое развитие производства сказалось и на общественной жизни племен. Рядом с вождем появились зажиточные члены общины. Старая традиция - управление племенем старшим по возрасту постепенно исчезает. С развитием производства, возникновением подсечного земледелия уже в начале нашей эры (II - IV век н. э.) начинает уменьшаться роль коллективного труда, что вносит значительные изменения в развитие большой семьи. Развитие производства к этому времени создало возможность для самостоятельного существования отдельных маленьких групп людей. Таким образом, наряду с существованием большой семьи образовалась и малая, ставшая позднее, в классовом обществе, основной формой семьи. Родовое общество распалось. Его место постепенно заняла территориальная община. Этот процесс продолжался с IV по IX вв., когда с усилением имущественного неравенства среди населения выделилась родовая аристократия.

С разложением первобытного общества образовалась новая этническая общность - народность.

В древней Латвии возникли такие этнические образования, как латгалы, земгалы, курши, ливы и селы, из которых несколько столетий спустя сложилась латышская народность. 

С ростом имущественной и военной  силы родовая аристократия стала постепенно подчинять себе остальных членов общины.

На рубеже IX и X вв. утвердился феодальный строй. Центрами власти нарождавшихся феодалов становились замки, строившиеся обычно в труднодоступных местах, укрепленные валами и канавами. В замке постоянно жил старейшина края со своей семьей и военной дружиной. Постройки были расположены вдоль внутренней стороны вала, а центральная часть укрепленного поселения (замка) оставалась незастроенной. Здесь в минуты опасности, спасаясь от врага, укрывалось окрестное население, сюда же оно перегоняло скот, переносило имущество. Это было выгодно и самому феодалу, так как в укреплении замка участвовало все работоспособное население. Эти же люди вместе с феодалом и его дружиной шли в военные походы.

С развитием ремесла и торговли вокруг древних замков стали возникать города. По сравнению с замками города были менее укрепленными, а порою и вообще не имели укреплений. В момент опасности ремесленники и торговцы искали убежища в замке. Территория древнего замка в начале XIII в. занимала от 1 до 3,5 гектара, в зависимости от роли города в торговле. У куршей, широко занимавшихся мореплаванием, были до­вольно крупные древние города: Талсы - площадью в 3,5 гектара, Кулдига - приблизительно в 3 гектара. Меньшую площадь занимали древние города земгалов - Межотне, Тервете, Добеле, Ракте и Сидрабене.

Сведения о количестве населения в древних городах до нас не дошли. Насколько можно судить по Рифмованной (Атсканю) хронике, написанной в конце XIII в., число жителей в древних городах колебалось от нескольких сотен до тысячи человек. В древнем городе проживали различные ремесленники с семьями: оружейные мастера, кузнецы, мастера по обработке металлов, гончары, шорники, кожевники, деревообделочники и др. Для пропитания, ремесленников в городах держали домашний скот.

 3. Связи с соседними странами.

Обмен существовал уже во время неолита, но жизненной потребностью он стал только в начале нашей эры, когда орудия труда и другие предметы стали изготовлять из металла. При археологических раскопках найдено большое количество бронзовых украшений, относящихся к этому времени.

Районы Восточной Латвии поддерживали оживленные торговые и культурные связи с восточнославянскими землями, а через их посредничество - с Византией и Ближним Востоком. В результате оживленных торговых связей балты заимствовали у восточных славян многие употреблявшиеся в торговле термины: цена - cena, мера - mers, торг - tirgus, и др. Основные торговые пути в восточнославянские земли шли по рекам Даугава и Гауя.

Со Скандинавскими странами связь осуществлялась по Балтийскому морю, а с южными районами Европы обмен происходил главным образом по реке Висле через Пруссию. Найденные в Латвии монеты и древние бронзовые предметы свидетельствуют о связях с провинциями Римской империи. Бронза ввозилась также из Приволжской Болгарии. Из окрестностей Приднепровья в Латвию проникали путем обмена эмалевые украшения. В могильниках, относящихся, к V в. и позднее, находят в небольшом, правда, количестве изделия местных ремесленников - серебряные украшения, которые изготовлялись из серебряных слитков, служивших в то время средством платежа.

За ввозимый металл и украшения платили мехами и янтарем. Крупнейший древнеримский историк Тацит, говоря об аистах (племенах балтов), указывает, что они собирают янтарь, «несут на рынок и с удивлением принимают плату за него».

 4. Зарождение религии и духовной культуры.

В первобытном обществе человек постоянно ощущал свою зависимость от природы. Многие явления он стремился объяснить соответственно своему мышлению. Таким образом создалась и первобытная религия, являющаяся искаженным отражением окружающей человека действительности в его сознании. Человек первобытного общества придавал неодушевленным предметам те же свойства, какими обладают одушевленные существа. Таким образом появилась персонификация, или олицетворение. 

В период родового строя образовались различные культы. С матриархатом связан культ матери как хранительницы родовой святости. Это относится к огню и очагу - носителю тепла, спасителю от диких зверей, вокруг которого обычно собирались все члены рода. Символически очаг изображали в виде женщины, о чем свидетельствует глиняная женская фигурка, найденная в Пурциеме. С отцовским родом связан культ предков - почитание всех пращуров своего рода, вера в то, что умершие защитят и предохранят от бед всех живущих ныне в роду. Во время распада родового строя неограниченную власть в роду получает глава семьи; эта власть остается в силе и после его смерти. Поэтому члены рода стремятся к тому, чтобы не разгневать предков, полагая, что в противном случае их ждет кара. Культ предков сохранился и в условиях классового общества. С развитием общества появились определенные места культа, обычно это были или священные рощи, или большие деревья и камни. С распадом рода стало появляться сословие жрецов - заклинатели и предсказатели. С углублением социальной дифференциации должность жреца стала наследственной, в обществе жрецы получали права, равные правам старейшины рода. В это время стали складываться и эстетические представления - декоративное и изобразительное искусство. Стремление украсить повседневно употребляемые орудия труда наблюдается уже в эпоху мезолита, когда на гарпуны наносили узоры из черточек, кинжал украшали ритмическим зигзагом. Стало развиваться изобразительное искусство. Фигурки людей, изображения птиц, фигурка оленя, найденные при раскопках в Пурциеме, относятся к III тысячелетию до н. э., в Сарнате - ко II тысячелетию до н. э. В период разложения родового строя орнаменты по своей композиции становятся разнообразнее, что свидетельствует о развитии народного творчества.

ДОКУМЕНТ.

РИМСКИЙ ИСТОРИК ТАЦИТ (I в.) ОБ АЙСТАХ1.

Тогда направо море Свебов на своем побережье омывает племена айстов, которые по своим обычаям и виду не отличаются от свебов, по языку - ближе к бритам. Они поклоняются богине - матери. В качестве знака своей веры они носят изображение кабана: это служит и вместо оружия и как средство защиты против всего, что охраняет почитателей богини даже среди врагов. Они редко берутся за железо, больше - за дубину. Над зерном и другими растениями трудятся с большим усердием, чем это можно ожидать от обычной германской небрежности. Однако и море обыскивают и единственные из всех собирают янтарь, который сами называют «глесом», на мелях и на самом берегу. И - как уж варвары - они не исследовали, не узнавали, какова его природа, или каким образом он получается, долгое время он даже лежал между остальными отбросами моря, пока наша роскошь оказала ему честь. Сами они нигде его не употребляют: собирают и в необработанном виде несут на рынок, с удивлением принимая плату за него.

1. Айсты - племена балтов

         Далее----


Hosted by uCoz