РУССКАЯ ЛАТВИЯ

 
  Krievu laiki
На главную    LAT РУС ENG
Фото 80-x  годов     
Латвия сегодня      
Репортажи (архив)  1 2 3 4 5 6 7
Латышская кухня
Латышские поговорки
Галереи посетителей  1 2 3 4
История Латвии
География Латвии
Полезная информация
Гостевая книга   
Форум
Автор
  Перевод в г. Рига. Переводы с заверением нотариуса

  Глава I. Первобытнообщинный строй на территории Латвии.

  1. Первые жители на территории Латвии.

  2. Разложение первобытнообщинного строя. Начало становления классового общества.

  3. Связи с соседними странами.

  4. Зарождение религии и духовной культуры.

  Глава II. Латвия в эпоху феодализма (IХ-ХII  вв.).

   5. Изменения в производстве и в общественных отношениях

   6. Ранние государственные образования. 

   7. Культура древних латышей и их связи с соседними странами.

  Глава III. Развитый феодализм.

   8. Продвижение немецких феодалов на Восток.

   9. Борьба балтийских народов против немецкой агрессии.

  Глава IV. Латышский народ под игом немецких феодалов и католической церкви (XIII - XV вв.).

  10. Латвийские крестьяне в эпоху феодализма.

  11. Государственное устройство Ливонии. Ливонские города. 

  Глава IV.(продолжение)  

12.  Реформация в Ливонии. Латыши вынуждены проповедовать религию своих хозяев.

  13. Ливонская война и ее последствия.

 

 

 

 

 

        ---Назад  Далее---  

ГЛАВА III.

РАЗВИТЫЙ ФЕОДАЛИЗМ

8. Продвижение немецких феодалов на Восток

Расцвет феодального строя в Германии вызвал увеличение населения, развитие ремесла и торговли, стремление к поискам новых земель. Появилось движение немецких феодалов, названное "натиск на восток". Это движение началось во времена Карла Великого (конец VIII века) и продолжалось с переменным успехом несколько столетий. Целью движения был захват новых плодородных земель и колонизация их. Католическая церковь поддерживала движение на восток и активно участвовала в покорении народов захваченных земель. Эту эпоху характеризует одна популярная в то время песенка:

На восток хотим направиться

На восток поспешим на конях!

"Натиск на восток" немецких феодалов затронул в первую очередь славян. "Кто не хочет креститься, тот должен умереть!" - таким был лозунг крестового похода 1147 года, направленного против венедов. Около середины XII века немцы достигли берегов Балтийского моря. На месте разрушенного славянского города они построили свой город Любек, ставший исходным пунктом их дальнейшего захвата Балтийского побережья. Отсюда немцы двинулись к устью Даугавы и на земли ливов.

В середине XII века вместе немецкими купцами прибыл посланец папы Александра III католический монах, позднее ставший епископом, Мейнард со своими помощниками. Получив от сюзерена ливов и латгалов - князя полоцкого Владимира - разрешения проповедовать католическую веру, Мейнард организовал в поселении Икшкеле резиденцию епископа. Но в крещении ливов он не имел успеха. Лишь когда он обещал, что в Икшкеле и на острове Мартина будут построены каменные замки, в которых в минуты опасности ливы смогут найти себе убежища, часть ливов дала обещание креститься, однако позднее ливы своего обещания не сдержали. Когда замки были построены, Мейнард стал католическим епископом у ливов. Без вооруженного войска было невозможно заставить ливов покориться и принять католическую веру. Поэтому папа римский по просьбе Мейнарда объявил крестовый поход против ливов, в котором принимали участие немецкие крестоносцы и рыцари, руководимые католической церковью.

 

 

Развалины резиденции епископа Мейнарда в Икшкиле, на  искусственном острове посреди реки Даугава.

 

Орден подчинялся папе и епископу, который назначал начальника ордена - магистра. Первого магистра по имени Виняо убил один из орденских братьев. С точки зрения церкви и епи скопа Альберта убийство магистра считалось преступлением, а убийство лива, ограбление и сожжение ливских поселений было «богоугодным» делом.

9. Борьба балтийских народов против немецкой агрессии

Завоевание ливских земель. Покоренные и ограбленные ливы искали защиты у своего прежнего господина - полоцкого князя Владимира. Послы ливов в 1206 году говорили Владимиру, что епископ со своим духовенством является тяжелым бременем для них, а «иго веры» - просто непереносимо. Они просили помочь изгнать немцев из своего края. Владимир внял их просьбе и пригласил епископа Альберта и ливских старейшин на пере говоры у реки Вогене (Огре). Но Альберт не явился, и ливы напрасно прождали его там. Тогда знатный лив Ако начал организовывать восстание по всей ливской земле. На помощь он призвал полоцкого князя и литовцев. Это восстание было до вольно опасным для немцев. Однако им удалось расколоть силы ливов. С помощью изменника Каупо сначала были разбиты турайдские, а затем и даугавские ливы. Помощь из Полоцка пришла с опозданием, уже нельзя было изменить создавшегося положения. Закованные в кандалы старейшины ливов были брошены .в погреба рижского замка, а голову зачинщика восстания Ако отправили Альберту. Ливская земля была разграблена, .селения сожжены, поля и луга уничтожены; жители скрылись в лесах, а не успевшие убежать, были убиты. Таким образом ливов заставили принять на свою землю католических священников и покориться им. Жители ливских земель должны были отдать своих сыновей в залог немцам. В ливских замках Лиелварде и Саласпилс Альберт поселил своих вассалов - рыцарей вместе с крестоносцами. По всей ливской земле были построены церкви. Духовенство собирало подати с ливского населения. Ливы должны были также выступать в походах вместе с немцами. Если кто-либо из ливов не хотел присоединяться к христианскому войску, тот должен был дать большой выкуп. В следующем 1207 году завоеванная ливская земля была разделена между победителями. Орден меченосцев за свою «доблесть» потребовал одну треть ливских земель, а также треть тех земель, которые будут завоеваны впредь, - чтобы привлечь рыцарей ордена будущими большими доходами. Епископ Альберт поддержал эти требования. Орден наравне с епископом стал полноправным Господином страны, получил высшую власть и права собирать с населения подати. Епископ взял себе земли на правом берегу реки Гауи - Турайду, Метсеполе и др., а орден на левом берегу - Сигулду, Цесис и др., где и начал строительство каменных замков. Ливы считались теперь уже католиками, однако они покорялись только силе: в сердцах пылала неугасимая ненависть к деспотическим захватчикам и поработителям родины.

Стремясь укрепить свою власть, епископ Альберт в нижнем течении Даугавы, недалеко от моря, построил орденский монастырь, назвав его Даугавгривским, или Горным монастырем св. Николая. За земляными валами шириною в 10 метров все крестоносцы, приезжавшие к устью Даугавы, чувствовали себя в безопасности. Аббатами монастыря Альберт назначал своих приспешников. Один из них - граф Бернгард из Липпе, известный в Германии своими дебошами, поджогами и грабежами. Папа уполномочил его посетить ливов, чтобы «проповедовать им слово божие». В ливской стране он чувствовал себя хозяином. Монастырь очень скоро разбогател; позднее Бернгард стал епископом в Курземе.

Покорение Кокнесе, Ерсики и Талавы. Когда епископ Альберт и меченосцы разделили между собой ливскую землю и укрепились на ней, они стали подыскивать себе новую жертву для грабежа. Вассал Рижского епископа Даниэл неожиданно ночью напал со своими воинами на замок Кокнесе и взял в плен владельца замка Ветсека, или Вячко вместе с его войском. Здесь уже речь идет не о распространении христианства, а о захвате и разграблении замка, так как кокнесский князь и его воины были православными христианами. Не желая ссориться с кня­зем Полоцким, которому был подчинен замок Кокнесе, епископ Альберт приказал освободить Вячко, потребовав, чтобы немецких крестоносцев впустили в Кокнесе. При таком условии Вячко не хотел более оставаться в замке, сжег его и ушел со своими людьми в Полоцк. Впоследствии он вместе с эстами боролся против ненавистных ему немецких захватчиков на территории Эстонии.

Сходная судьба постигла и замок Селпиле. В 1208 году его окружило многочисленное немецкое войско; ливы также вынуждены были участвовать в этом походе. Захватчики опустошили край и принудили Селпилс сдаться. В следующем году волна немецких завоеваний докатилась до Ерсики. Немцы в погоне за богатой добычей напали на Ерсику, население которой давно уже приняло православие. Епископ Альберт тщательно подготовился к походу па Ерсику. Он утверждал, что цель этого нападения - освобождение новой ливской церкви от «окружения» русских и литовцев- Таким образом епископ Альберт самовольно взял на себя роль «защитника» не только ливов, но и латгалов. Немцы застали жителей Ерсики врасплох: те совсем не были подготовлены к борьбе. Поэтому немцам легко удалось попасть в замок и город. Правитель Ерсики Висвалд спасся бегством, а его жена попала в плен. Город Ерсика был разграблен. Генрих в своей хронике писал об этом:

«Итак, все войско стояло в тот день в городе, и они набрали много до­бычи, захватив со всех концов города одежду, серебро и пурпур, а также много скота, и колокола из церквей, и иконы, и другие орнаменты, и деньги, и много всякого добра захватили с собой и увезли, восхваляя бога... Когда все было разграблено, они приготовились к возвращению домой, а город сожгли».

Бежавший правитель Ерсики Висвалд, видя с противоположного берега Даугавы свой горящий город, воскликнул: «О, нежданное разорение моего народа! Горе мне! Для того ли я родился, чтобы видеть пожар моего города, уничтожение моего народа!»

Быстрое падение государства Ерсики объясняется не только военным превосходством, но и успешной дипломатией епископа Альберта: он отторг от Ерсики две подчиненных ей части го рода - Аутине и Цесвайне. В нападении на Ерсику вместе с немцами и ливами принимала участие /и часть латгальских фео далов. Захват и покорение Ерсики имели большое для Альберта значение, так как Ерсика могла организовать сопротивление ; немцам и помочь в распространении православия среди осталь-ной части латгалов и ливов. Вернувшись в Ригу, епископ Аль берт пригласил туда князя Ерсики Висвалда и продиктовал ему свои условия. Висвалд должен был отдать епископу государство Ерсику, за что получал обратно в виде еписковского лена три части города Ерсики, а Цесвайне и Аутине остались в руках епископа. Кроме того, Висвалдис должен был дать Альберту клятву верности вассала. После этого ему вернули плененную немцами жену и всех остальных пленников. Но свою самостоятельность правитель Ерсики потерял.

После покорения Ерсики пришел черед второго маленького православного государства латгалов - Талавы. Сначала Альберт намеренно разжигал вражду между Талавой и эстами. Магистр Ордена меченосцев Бертольд даже заключил дружеский договор с Талавой для общей борьбы против эстов. После покорения Ерсики сыновья талавского правителя Таливалда добровольно подчинились епископу: так же, как и Висвалд из Ерсики, они отдали свои земли католической церкви, получив их обратно уже в виде епископских ленов и приняв католичество. Однако часть жителей Талавы еще сохранила православие. Только в 1224 году Талава окончательно перешла в руки немцев и была разделена между епископом и орденом. Немцы не доверяли латышским вассалам: им не разрешали строить каменных замков, постепенно они теряли свои земли, которые захватывали немцы. Такая же судьба постигла не захваченные ранее земли государства Ерсики. Целью немецкой захватнической политики было обеспечение землей немецких вассалов в Латвии.

Алчность немецкого орденского братства и его стремление захватить как можно больше земель и имущества вызвали в 1212 году восстание латгалов и ливов, названное «Аутинским восстанием». Меченосцы самовольно стали присваивать культивированные земли и борти в Аутине. Ливы были недовольны и требовали от епископа «облегчить им христианские повинности, в особенности десятину». Епископ был вынужден немного снизить подати, но это не удовлетворило ливов. Они считали, что пришло время прогнать со своей земли епископа, его людей и меченосцев. Латгалы из Аутине, почувствовав себя ограбленными, присоединились к ливам и тоже подняли восстание. Епископ пытался добиться примирения, для этого он созвал старейшин ливов и латгалов, а также меченосцев. Но примирение не состоялось, восстание началось с призыва: «Будьте сильны, ливы, и боритесь, чтобы вам не работать на немцев». Восстание латгалов и ливов было жестоко подавлено.

       ---Назад  Далее---


Hosted by uCoz