12.
Реформация в Ливонии. Латыши вынуждены проповедовать религию
своих хозяев.
Хозяйственные перемены выдвинули новые общественные силы,
которые стремились к изменению существующего государственного
строя. Помещики пытались закрепить свое положение и свои
приобретения. В конце XV века они получили большинство в
совете Рижского архиепископа - верховном органе власти и суде.
Наряду с епископами и руководителями Ордена они стали
участвовать и в Ливонском ландтаге. Помещиков не беспокоила
участь Ливонии, они стремились к укреплению своей власти и
положения. Когда в первой половине XVI в. из Германии на
Ливонию распространилось движение реформации церкви, помещики
немедленно примкнули к нему, так как это давало им повод к
захвату земель епископов, Ордена, монастырей и католических
церквей.
Движение реформации было направлено против римского папы и
католической церкви, против светской власти церкви и ее
корыстолюбивого стяжательства. В этом движении были различные
направления. В Риге стали действовать приверженцы умеренного
направления Мартина Лютера, которые восставали против роскоши
культа католической церкви, против икон и всего показного. В
1524 году движение реформации вызвало в Риге волнения - массы
жителей направились к католическим церквам и разгромили их.
Монастыри закрыли, монахов и монахинь изгнали из Риги. Рижский
магистрат поддержал движение жителей города, ибо таким путем
ослаблялась власть и влияние Рижского архиепископа – хозяина
города.
По примеру Риги движение реформации началось и в других
городах Ливонии. В Валмиеру в 1523 году прибыл из Германии
проповедник более радикального направления Мельхиор Гофман,
выступавший с пламенными речами против католического
духовенства и феодалов. На жителей городка это произвело
большое впечатление. Когда же в Валмиеру из Риги приехал
сторонник Лютера Тегетмейер, между обоими проповедниками
реформации возникли споры, а в городе начались волнения. Один
проповедник обвинял другого. Вокруг Гофмана собралась большая
группа его приверженцев. Руководители Ордена, опасаясь, что
беспорядки и церковные погромы перекинутся на село, а
крестьяне восстанут против помещиков, приказали арестовать
Гофмана и выгнать его из орденского государства.
В 1525 году на Валмиерском ландтаге поднялся вопрос об
отношении Реформации к крестьянству. Ландтаг запретил
принимать крестьян в города, а также знакомить их с новым
учением. К этому решению присоединились и помещики, так как
крестьяне в это время начали оставлять деревни и массами
уходить в город, особенно в Ригу, где они могли купить себе
права бюргеров. Городам же пришельцы были необходимы как
рабочая сила. Об этом ясно высказалась Таллинская ратуша: «Ни
один Балтийский город не может обойтись только немецкими
бюргерами. Если у них нет возможности за деньги приобрести
батраков и батрачек из деревни, городу грозит большая
опасность. Поэтому магистрат должен защищать наплыв крестьян в
города».
В ходе реформации в Ливонии укрепилось умеренное
направление - лютеранство. Помещики и богатые рижане
- бюргеры вначале опасались, чтобы реформация не
превратилась в массовое народное движение и восстание
крестьян против помещиков. Однако Лютер в Германии резко
осудил крестьянские беспорядки, заявляя:
«Крестьяне продались дьяволу... Пусть
каждый бьет и душит их тайно и явно, как бешеных собак.
Пусть каждый помнит, что нет ничего более ядовитого,
вредного и дьявольского, чем бунтовщики».
Лютеранство стало на сторону немецких
господ. Крестьяне-латыши должны были
принять ту религию, которую исповедовали их хозяева. Это
было выгодно ливонским помещикам и богатому магистрату. Рига
перешла в лютеранство и присвоила имущество католических
церквей и монастырей. Переход в лютеранство дал помещикам
возможность полностью подчинить себе церковь и контролировать
ее: теперь священников фактически назначали помещики.
Священники, став исполнителями распоряжений помещиков и
государственной власти, прославляли существующий строй и
помещиков, являлись послушным орудием для удержания латышей в
повиновении. Все это было очень выгодно помещикам, и поэтому
они стали, переходить в лютеранство.
Крестьяне местных племен не получили от Реформации ничего.
У них никто и не спрашивал, хотят ли они оставаться в
католической вере или же перейти в лютеранство. Положение
крестьянства с переходом в лютеранство не изменилось.
Помещики и горожане перешли в лютеранство, а в государстве
Ливонского ордена и в епископствах все еще сохранилось
католичество. Но и там уже подумывали о непризнании папской
власти, чтобы землевладельцы могли стать светскими правителями
и помещиками, что и осуществилось во время Ливонской войны.
13. Ливонская война и ее последствия.
В XVI веке началась борьба за торговое господство на
Балтийском море. В Западной Европе наблюдалось быстрое
развитие мануфактур, для которых прибалтийские земли давали
необходимое сырье. Оно было сравнительно дешево в тех
областях, где его добывали латыши,
работавшие на хозяев бесплатно. Купцы получали большую
прибыль.
Торговля в Риге процветала благодаря поступлению
московских, польских и литовских товаров. Такое положение
могло существовать, пока Московское государство, Польша и
Литва были феодально раздроблены и слабы, а Ливонский орден
обладал военной мощью. Но когда Польша объединилась с Литвой и
когда образовалось Русское централизованное государство, а
Реформация расшатала устои мелких государств католической
Ливонии, положение резко изменилось.
Русское Централизованное государство во главе с Иваном
Грозным не могло мириться с тем, что оно лишено доступа к
Балтийскому морю и не имеет непосредственных торговых и
культурных связей с Западной Европой. В 1554 году Русское
государство потребовало для себя свободного пути через
Ливонию, заявляя, что Ливония не смеет мешать проезду
заграничных мастеров и ремесленников в Москву, и Ливонский
орден не имеет права заключать военные союзы с Польшей, Литвой
и Швецией. В это время ливонские города - Рига, Таллин и
Тарту, которые вели торговлю с Русским государством, стали
соперничать с остальными городами Ганзейского союза, которые
также искали непосредственных связей с Москвой. Ливония
оказалась в полной изоляции. При таких обстоятельствах
началась Ливонская война, продлившаяся 25 лет (1558 - 1583
гг.).
В Ливонской войне различают два периода: разгром Ливонии
(1558-1561 гг.) и борьба за ливонское наследие.
Уже первый период войны показал, что раздробленное
Ливонское государство не может организовать сопротивления
наступающему русскому войску. У него не хватало людей и
средств, а помещики не хотели воевать, так как боялись своих
крестьян, более симпатизировавших русским, чем немцам. Защита
Ливонии находилась исключительно в руках иноземных наемников;
местные жители - латыши и эстонцы казались феодалам
ненадежными и поэтому их не вооружали. Рыцарское войско
утратило свое значение и фактически больше не существовало.
Иноземные наемники стремились поживиться на войне. Ливонские
правители не хотели защищать страну, а народ не был
заинтересован бороться на стороне своих угнетателей. Феодалов
заботили только их собственные интересы.
Русские войска без труда заняли Тартуское епископство. В
течение нескольких месяцев они захватили десять ливонских
городов и 30 замков. Помещики бежали в Таллин и Ригу, а
орденские начальники и епископы продавали и покидали свои
владения. Пилтенский епископ со всей казной бежал заграницу.
Наемные воины, не получая регулярно своей платы, грабили и
жгли окрестные селения. Зимой 1560 года русские подошли к
одному из наиболее укрепленных ливонских замков - Алуксне.
Автор «Ливонской хроники» Русов писал: «Этот замок сдал
русским комтур замка по соглашению с другими немцами,
находившимися в замке». О сдаче замка Алуксне в то время были
сложены стихи:
Замок Алуксне!
Эти могучие стены
Без единого выстрела отданы!
Орденские войска усилили сопротивление: комтур Кулдиги,
фогты Кандавы и Бауски и навербованное немецкое войско
встретились с русскими летом 1560 года у Эргеме (Лугажи). В
этой битве орденские силы потерпели тяжелое поражение. В
«Ливонской хронике» отмечается: «Более пятисот воинов пало в
этой битве. Упомянутые орденские правители и начальники - все
попали в плен». Это проигранное сражение внушило ливонским
феодалам панический страх. Число членов ордена сократилось, и
его влияние сошло на нет.
Сразу же после разгрома ордена при Эргеме начались
крестьянские восстания. Первыми восстали эстонские крестьяне.
«В «Ливонской хронике» читаем:
«В эту осень, когда земля находилась в
таком тяжелом состоянии, восстали крестьяне Вики и Харью, так
как помещики требовали от них слишком большие подати, платежи
и тяжелую барщину... Крестьяне требовали, чтобы их полностью
освободили от этого, иначе все помещики будут уничтожены...
Они разграбили несколько имений и убили многих помещиков »...
Ордену и помещикам удалось силой и хитростью подавить
стихийное восстание эстонских крестьян. Восставшие были
подвергнуты жестоким наказаниям.
Крестьянские волнения и восстания были в то время общим
явлением. Датский герцог Магнус, стремившийся стать королем
Ливонии, летом 1561 года писал:
«Мы со своими бедными поданными живем в тяжелых условиях,
бедности и преследованиях, не можем усмирить своих собственных
крестьян и чувствовать себя в безопасности от них. Хлеб и сено
на полях, где проходили вражеские полчища, полностью вытоптаны
и уничтожены, а где врагов не было - из-за непослушании
крестьян остаются на поле и гибнут: крестьяне не хотят давать
ни нам, ни нашему капитулу ни господской доли, ни десятины».
Несколько лет спустя один военачальник польско-литовского
войска писал о тяжелом положении, которое создалось в
результате сопротивления местных крестьян:
«...В Веццесисе крестьяне заняли замок и
поселились в нем так же, как они это сделали в других замках —
в Лудзе, Резекне и Виляке».
Когда падение ливонских государств стало очевидным,
недалеко от Риги собрался Ливонский ландтаг. Магистр
Ливонского ордена сообщил, что согласен признать себя вассалом
Польско-Литовского государства. Рижский архиепископ и помещики
также высказались за капитуляцию. Город Таллин и помещики уже
сдались шведам, остров Сааремаа и Курземское епископство были
проданы датчанам, Тартуское епископство и Алуксненские
владения заняли русские. В ноябре 1561 года в столице
Литвы Вильнюсе был подписан договор о капитуляции. Последний
магистр Ливонского ордена Готгард Кетлер сдал знаки своей
власти - орденский крест, большую печать, все важнейшие
документы и грамоты привилегий Литовскому канцлеру и вместе с
остальными членами ордена снял свой орденский плащ с черным
крестом. Ливонский орден прекратил свое существование.
Бывший магистр ордена Кетлер стал герцогом ленного Курземского
и Земеальского государства, а остальные члены ордена —
помещиками этого герцогства. Земли на правом берегу
Даугавы, которые были названы «Задвинским герцогством»,
перешли во власть польско -
литовского короля. Последний Рижский архиепископ и его
помощник пожизненно получали доходы с дарованных им имений.
Только Рига не присоединилась к этому договору и еще в течение
20 лет оставалась независимой.
Ливонская война продолжалась еще почти двадцать лет. В этот
период войны происходила борьба между Русским государством и
Польско -
Литовским, а позже и Швецией. Это была борьба за раздел
ливонского наследства. Продолжительная война изнурила силы
русских, и они не достигли цели войны - не получили доступа к
Балтийскому морю. Ливонию поделили между собой
Польско-Литовское государство, Швеция и Дания. Балтийским
племенам, населявшим Ливонию, война нанесла тяжелый
ущерб. Села и города были сильно разрушены, жители рассеяны, а
торговые связи сократились. Был, правда, уничтожен злейший
враг балтийских племен - Ливонский орден, который более 300
лет был угнетателем латышей, Однако,
облегчения для латышей не
последовало: члены разгромленного Ливонского ордена
превратились в баронов - помещиков, и продолжали
эксплуатировать балтийских крестьян, выжимая средства для
своей роскошной жизни.
Таким образом, в результате этой войны выгадали прежде
всего немецкие бароны. Во время подписания договора о
капитуляции Ливонии они подали польско
- литовскому королю Сигизмунду
II Августу 26 пунктов своих требований, которые просили
утвердить. Немцы просили признать бывшие ленные поместья их
полной собственностью, а местных крестьян - их рабами.
Крестьяне должны работать только на баронов, а последние
получают право наказания крестьян, включая смертную казнь.
Такие требования они обосновывали древними ливонскими обычаями
и тем, что крестьяне непослушны и нападают на своих господ.
Требования немецких баронов выражены в документе, называемом
«Привилегия Сигизмунда Августа». Оригинал этого документа не
сохранился, и поэтому можно сомневаться в том, утвердил ли
Сигизмунд II Август эту привилегию.
Документы.
Ленная грамота магистра ливонского ордена Эберхарда
Монгенмского Альберту Дравскому.
Рига, 2 января 1334 года.
Магистр Ливонского ордена брат Эберхард
Монгеймский... «Да будет известно, что... мы дали в лен
Альберту из Дравы без оброка и повинностей в свободное и
вечное владение один из двух гаков, которые находятся в
Сар-дениеки около озера, называемого Усма, разделяющего и
отделяющего оба этих гака, которыми в свое время владел
земгалец Тигис, а именно тот гак, который находится на стороне
озера, ближе к поселку Драва, а также один из тех двух гаков в
Варе, которые находятся у старой дороги от замка Талсы,
ведущей к селению Бицежи, которыми также обладал упомянутый
Тигис и которые хорошо и надежно отделены друг от друга
врубленными крестами, а именно тот гак, который находится
ближе к упомянутому замку. В удостоверение этого акта к
документу приложена печать. Это совершено и дано в Риге, в
следующий день после нового 1334 года.
Жалованная грамота (привелегии) Сигизмунда
II Аугуста видземским дворянам.
Вильнюс, 6-ой день после дня Екатерины, в 1561 году. VII.
Утверждение имений и прав на них.
Так как щедростью и гордостью каждого
подлинного правителя является то, что он никого и нисколько не
затрагивает, а предоставляет каждому то, что ему принадлежит,
и по своему всемилостивому благотворению еще увеличивает то,
что каждому причитается, - то именем вашего св. королевского
величества вселюбезно обещано нам всем и в отдельности каждому
тому по поручению которых мы сюда посланы, что действительно
будут сохранены и подтверждены данные нам и им дипломы и
скрепленные печатями грамоты, относящиеся к имениям, данным в
качестве жалованья (бенефиции).
XXII. Крестьяне-рабы.
Чтобы крестьяне, которые с разрешения
правителя находились в чьей-нибудь власти, не подлежали бы ни
задержанию, ни захвату со стороны других, но по требованию
выдавались бы тому, чьей собственностью они являются, за
исключением того случая, когда кто-нибудь точными письменными
документами и живыми свидетелями может доказать, что он
получил этих крестьян от их законного хозяина, — тогда они
остаются во власти того, кому они таким образом переведены и
отданы, а все остальные по ливонскому обычаю и старой
традиции должны быть возвращены.
XXIII.
Как до сих пор помещичьи крестьяне
выполняли только барщину своего господина, так и впредь должны
заботиться о том, чтобы крестьян не принуждали к другим
работам во вред нашей свободе, но чтобы древний обычай
оставался в силе.
XXIV.
Так как в Ливонии часто случалось, что
крестьяне убивали своих помещиков и чтобы отпугнуть их от
таких преступлений, Ливонское дворянство просит, чтобы... их
поместьям дали привилегии и позволили использовать право
смертной казни и гражданского суда так же, как это право
получили эстонские дворяне от датского короля и сохранили его
до сего дня. |