ГЛАВА II.
ЛАТВИЯ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА. РАННИЙ
ФЕОДАЛИЗМ (IХ-ХII вв.).
5. Изменения в
производстве и в общественных
отношениях.
В период с IX
по XII
вв. быстро развивалось земледелие.
Для обработки земли использовали плуг
с железным лемехом, а в качестве
тягловой силы служила лошадь. Первые
железные лемехи, найденные при
раскопках в Латвии, относятся к XI
в. В это время наряду с яровыми
зерновыми культурами начали
выращивать также и озимые, что
указывает на развитие двупольной и
трехпольной системы. В условиях
первобытного общества возделывали
главным образом ячмень, теперь же к
нему присоединилась рожь, позднее
овес и пшеница. Из волокнистых культур
сеяли лен и коноплю, из корнеплодов -
бобы и горох.
В местах,
поросших
лесами
и
кустарником,
наряду
с
полевым
земледелием
сохранилось
еще
и
подсечное.
Деревья
и
кусты
вырубали
топором,
а
небольшие
побеги
срезали
косарем
(rauknis). Срубленные
деревья
и
кусты
сжигали
на
месте,
так
как
пепел
- хорошее
удобрение
для
посевов.
Подсеки
использовались
в
течение
2-3 лет,
а
затем
их
оставляли
на
несколько
десятков
лет
под
залежь.
Злаки
косили
серпами
и
косами,
а
молотили
цепями.
До
IX
в.
зерно
мололи,
растирая
его
камнями-зернотерками,
а
с
XI в.
уже
появились
ручные
мельницы.
Изменился
и
способ
выпечки
хлеба.
До
XI
в.
в
основной.
пекли
только
лепешки,
позднее,
когда
уже
научились
делать
печи
выпекали
ковриги
из
квашеного
теста.
Наряду
с
земледелием
развивалось
также
и
скотоводство.
Из
домашних
животных
прежде
всего
надо
упомянуть
лошадь,
мясо
которой
уже
не
употребляли
в
пищу,
как
это
было
при
первобытнообщинном
строе,
а
использовали
ее
как
тягловую
силу.
На
мясо
в
это
время
держали
только
свиней.
Коров
- больше
для
получения
молока
и
масла,
а
овец
- на
шерсть,
из
которой
изготовляли
себе
одежду.
Для
того
чтобы
заготовить
корма
на
зиму,
приходилось
тщательнее
обрабатывать
луга:
выкорчевывать
пни,
убирать
валуны.
На
таких
лугах
можно
было
уже
косить
более
длинными
косами,
чем
раньше.
В IX-XII
вв.
немалое
значение
имели
также
охота
и
рыболовство.
Охота
велась
главным
образом
на
крупных
животных
(лося,
кабана)
для
пополнения
пищевых
запасов,
а
куница,
рысь,
бобер
и
белка
благодаря
их
ценным
шкуркам
шли
на
продажу
в
другие
европейские
страны,
где
их
охотно
покупали.
Большое
значение
в
то
время
придавалось
и
пчеловодству,
ибо
с
распространением
христианства
в
соседних
с
Латвией
землях
возрос
спрос
на
воск,
из
которого
лили
свечи
для
храмов.
Высокой
степени
развития
достигло
в
эту
эпоху
ремесло.
На
это
указывают
многочисленные
предметы
из
бронзы
и
их
изготовление
в
более
широких
масштабах.
Увеличилась
обработка
местной
железной
руды.
Ремесло
кузнеца
с
V
по
IX
век
выделилось
в
самостоятельную
отрасль,
а
освоение
гончарного
круга
в
IX
в.
внесло
коренной
перелом
в
гончарное
производство
и
превратило
его
в
отдельную
отрасль.
Ремесленники
стали
свою
продукцию
изготовлять
по
заказам.
На
гончарных
изделиях
ставили
клеймо
ремесленника.
Ремесленные
мастерские
размещались
вблизи
древних
городов,
а
то
и
в
городищах.
Первым
крупным
разделением
труда
было
отделение
земледелия
от
скотоводства,
а
вторым
- выделение
ремесла.
Развитие
расширенного
производства
привело
к
оживленному
обмену
между
дальними
странами
и
народами.
В
торговле
все
большее
место
стали
занимать
драгоценные
металлы
- серебряные
слитки
и
монеты.
Цену
их
определяли
по
весу
и
пробе.
В
Латвии
на
месте
древних
захоронений
и
городищ
найдены весы и гири
для взвешивания денег. Основной
весовой единицей считался иракский
фунт (408 граммов), пришедший в Латвию
через посредничество славян. Были
известны в обращении этого времени
также русская гривна и готландская
марка. В Латвии тоже возникла своя
единица оплаты - так называемый
озериньш (приблизительно 100 граммов).
В эпоху раннего
феодализма складывались характерные
для него два общественных класса -
феодалы и крестьяне. Господствующий
класс образовался из. следующих групп:
старейшины, ставшие к этому
времени владельцами крупных
земельных участков, и лабиеши, которые
по своему социальному положению
походили на русских бояр. Глава
большой патриархальной семьи
назывался хозяином. Эксплуатируемый
класс образовался из свободных членов
общины - смердов, холопов, батраков,
бобылей и несвободных - рабов,
или так называемых дреллей (пленники,
долговые рабы или же люди, попавшие в
рабство за разные провинности).
О расслоении
общества свидетельствуют захоронения
того времени, а также письменные
источники. Так, например, в одних
могильниках найдено много дорогих
украшений и драгоценных металлов, а в
других - их нет совсем или очень мало.
Об использовании рабского труда
рассказывает в своей саге Эгил
Скалагримсон, один из участников
похода в Курляндию в 920 году. В доме
одного курша он встретил пленных
датских викингов, которые были
превращены в рабов и использовались
на сельских работах. Однако рабский
труд для Латвии не был основным. Рабы,
число которых было ничтожно,
трудились вместе с остальными членами
семьи. Поэтому о рабстве, как об
общественно - экономической формации
в Латвии, говорить нельзя; здесь так же,
как и на Руси, происходит
переход от первобытнообщинного строя
к феодальному.
6. Ранние
государственные образования
С усилением
классовых противоречий верхушка
феодального общества - бояре,
старейшины и другие - стали создавать
аппарат управления, чтобы охранять
свое имущество и держать народные
массы в подчинении. Первые
государственные образования
появились на территории, населенной
латгалами - в Талаве и Брейке. Вожди
названных областей считали земли
Талавы и Ерсики своей собственностью,
унаследованной от отцов. Судьбы этих
земель определялись исключительно
волей вождей без согласия и ведома
народа. Автор хроники Генрих называет
вождя Ерсики королем («rex»).
Ерсика была разделена на 6
административных территорий - городских
частей, или приходов. Это уже
была административно и политически
организованная территория. В
Восточной Латвии образовалась волость
(pagasts)
подобно тому, как это было в
славянских землях. Первоначально
слово погост (волость) означало дань,
которую собирали вождю в то время,
когда он объезжал (гостил) свои земли,
чиня суд и наводя порядок. Со временем
эта форма дани стала определенной
податью, а волостью начали называть ту
область, которая платила ее.
Развитие
государственных образований на
западе Латвии происходило несколько
медленнее. В Курсе и Земгале к этому
времени образовались отдельные
территории - «земли» (6 в Земгале и 8 - в
Курсе). В этих «землях» решающая роль
принадлежала еще народному собранию
или же совету старейшин. Значительное
место в общественной и политической
жизни занимал военный предводитель.
В случае войны и при необходимости
защиты от врага происходило
объединение нескольких «земель», во
главе которых становился наиболее
известный предводитель войска: в
таком случае он получал большие полномочия,
почти равные власти вождя. Так,
например, в договоре 1230 года,
заключенном Западной Курсой с
представителем папы римского,
куршский феодал Ламекин назван вождем
(Lamechinus
rex). В
последней четверти XIII
в. вождь земгалов Намейсис
именуется вождем всей Земгале (rex).
В Хронике Генриха упоминается
правитель ливов Каупо (guasi
rex). Таким
образом, можно говорить об известном
развитии государственных
образований и в отношении западной
части Латвии. Однако здесь они не
достигли той степени развития, как на
латгальской земле. Это говорит о том,
что развитию государственности на
востоке Латвии содействовало наличие
соседних русских княжеств: Талава
политически зависела от Пскова, а
Ерсика - от Полоцка.
7. Культура
древних латышей и их связи с соседними
странами
О развитии
культуры в этот период нам позволяют
судить данные археологии. Найденные
предметы древности, в особенности
остатки одежды, тканей, обломки
древних строений украшения, оружие и
предметы домашнего обихода, характеризуют
культуру древнего народа, условия его
жизни. В древних городах вблизи от
замка селились и работали искусные
ремесленники. Кроме обычной
повседневной одежды ткачи умели ткать
и нарядное праздничное платье,
разукрашенное бронзовыми колечками
и спиральками. Большого мастерства
достигли ювелиры, обладавшие хорошим
вкусом и богатой выдумкой. Преобладал
геометрический орнамент. По
существовавшему поверью, орнамент
должен был охранять человека от злых
духов, он обладал магической силой. На
рисунке - женщина из Латгалии в
праздничном платье VIII в. (реконструкция)
До XIII
века латыши еще не успели создать
своей письменности. Латышам было
знакомо скандинавское письмо (так
называемые руны), но они принимали его
за магический орнамент. С
образованием государственности и
введением христианства появилась
потребность в письменности для
составления документов, грамот. Из
русского языка были заимствованы
такие слова, как «gramata» (книга)
- от русского «грамота», а также церковные
термины - божница, свеча, крест, грех,
святой (baznica, svece,
krusts, greks, svets). В восточной части
Латвии одновременно с появлением
христианства начала распространяться
и древнеславянская письменность,
которую обычно вводили священники и
монахи в монастырях. Сохранилось
евангелие на древнеславянском
языке, которое переписал сын
латышского священника по имени Юргис
из Городища (предполагают, из Ерсики).
На латышском языке ни древних
рукописей, ни книг не было найдено.
Насколько можно
судить по устному народному творчеству, в
особенности по народным
песням, у латышей была
сильно развита музыкальная
культура. При раскопках городища
Тервете найден относящийся к тому
времени рисунок на глине,
изображавший музыканта, играющего на
свирели. По рисунку можно судить, что
свирель сделана из тонкого дерева,
имеет пять - шесть музыкальных
отверстий и высверленную
сердцевину.
Значительное
место в музыкальной жизни латышей
занимала народная песня. Наиболее
древние тексты народных песен имеют
тесную связь с празднованием смены
времен года - летним и зимним
солнцеворотом, когда совершались
различные обряды и игры: обряд ряженья,
разведение костров и пение песен,
содержание которых было обращено к
тому или иному человеку или явлению
природы. Все это происходило в
сопровождении музыкальных
инструментов.
О культурных связях с
соседними народами свидетельствуют
найденные в Латвии серебряные слитки,
веретенные цевки из красного шифера,
чужеземное оружие и драгоценности.
Население древней Латвии имело тесные
торговые связи с русскими, а также с
эстами, народами Скандинавии,
древними пруссами и литовцами. Эти
взаимные связи в известной степени
повлияли на становление правовых норм;
в обычаях латышей мы находим много
общего с "Русской правдой" -
сводом законов Древней Руси
|