В
Латвии существует большое количество частных русскоязычных FM-радиостанций. Некоторые из
них ретранслируют передачи из России (например таких как Эхо
Москвы) , другие выдают свой продукт. Это главным образом музыка и
короткие выпуски новостей. На снимке - в центре Риги, возле моста
через Даугаву - большой стенд с рекламой одной из русскоязычных
радиостанций.
Очень многие люди в Риге занимаются
индивидуальной трудовой деятельностью. Как говорится - голь на
выдумку хитра. Довольно выгодным делом является мойка витрин в
центре Риги. Дело в том, что на дорогах Риги довольно грязно и вся
эта грязь, особенно осенью, летит на стекла витрин магазинов,
занимающих как правило все первые этажи
зданий в центре города (тротуары то в Риге узкие). Большие витринные
стекла надо кому то мыть, а это не так просто, и вот, по Риге ходят
такие мужики с нехитрым оборудованием: лестницей, ведром, тряпками и
предлагают свои услуги по мойке стекол. Потом он оставляет визитку с
номером своего мобильного телефона и, когда нужно, ему звонят и
вызывают. За день такой мойщик может заработать 50 лат и больше (это
около 100 долларов США).
Сравнительно
недавно в общественном транспорте Риги ввели новую систему оплаты за
проезд. Чтобы проехать, скажем, на трамвае, нужно заранее заказать
пластиковую карточку, по внешнему виду напоминающую банковскую, (но
с вашей фотографией и именем-фамилией) и положить на эту карточку
энную сумму денег. Затем, когда вы зайдете в трамвай, нужно
поднести эту карточку к аппарату, изображенному на снимке слева.
Аппарат должен коротко "пискнуть" и загореться зеленым светом. В
этот момент, с вашей карточки будет отчислена сумма денег, равная
стоимости одного проезда ( сегодня это 50 сантимов = 1 доллар США).
Если что-то не сработало, или же на карточке кончились деньги,
аппарат длинно пискнет и на нем загорится соответственно красный
цвет. Тогда можно подойти к водителю и прямо у него купить
одноразовый талон ( он будет стоить немного дороже) Точно так же у
водителя оплачивают проезд туристы, которым, понятное дело, нет
смысла делать себе карточку с фотографией. Учтите, в общественный
транспорт регулярно заходят контролеры (на снимке справа). У них
собой есть специальный приборчик. Они подносят к нему вашу карточку
или купленный у водителя билет и сразу видят, оплачена была поездка
или нет. На снимке как раз запечатлен такой момент.
Бывает
и довольно часто, что контролеры устраивают специальные облавы. Как
это происходит? Где-нибудь посредине между двумя остановками
все подряд автобусы и троллейбусы ( с трамваями так не поступают)
тормозятся. Затем в салон заходит сразу несколько контролеров и
двери сразу запираются (чтобы никто не мог выскочить). Затем
выявленных "зайцев" выводят наружу, где их ожидает еще пару
контролеров крепкого телосложения и даже,
нередко, для усиления - полиция. У "зайцев" ( если они
выглядят платежеспособными) начинают требовать деньги - штраф за
безбилетный поезд. 60% от суммы штрафа достается
самим контролерам, а 40% они сдают в кассу. Контролеры нередко вооружены электрошокерами однако и зайцы частенько оказывают
сопротивление. Если контролерская облава дежурит без подкрепления
полиции, то у "зайцев" есть шанс вырваться и убежать. Впрочем, если
его догонят, то ему не позавидуешь. На снимке: очевидно, видя,
что ведется фотосъемка, контролеры не рискнули бросится догонять
вырвавшегося из их крепких рук
безбилетника.
Иначе в конце погони им пришлось бы применить насилие, а это
могло в очередной раз стать достоянием общественности. Тут
надо отметить, что в прессе частенько появляются сообщения о
жестоком обращении контролеров c безбилетными пассажирами. Впрочем,
если на взгляд контролера, у безбилетного пассажира нет денег
(например по виду он бездомный), то его просто высаживают и отпускают.